Своевременна ли приватизация?
Мы живем в неспокойное время. Геополитические разломы не менее страшны, чем
землетрясения. Но если невозможно изменить объективный ход вещей, хотя бы и
творимый человеческими руками, то, по крайней мере, надо его предвидеть и уметь
свести к минимуму вероятный ущерб, а то извлечь и нечто положительное для себя.
Самый первый враг для нас – это наши ложные мифы, неоправданные ожидания и вынесенные
из советского прошлого инерции мышления. Независимое существование человека
подобно независимости любого социального организма – его надо обеспечить самодостаточностью
своего существования. Все живые существа стремятся к самодостаточности, к уменьшению
своей зависимости от среды. Но при этом они же стремятся заставить других зависеть
от себя. Один из инструментов этой зависимости – ложные мифы. Ложные мифы крепко
обуздывают наше мышление, загоняют в чужое экономическое стойло, заставляют
поколения служить чужим богам.
Немало таких мифов накопилось за последние годы в социальной . политической,
экономической сферах. Они не только направляют политическую элиту во всех ее
бездарных и аморальных действиях, но и обезоруживают народ, лишая его опоры
на интуитивно прочную ориентацию.
В нашей газете мы систематически будем анализировать расхожие ходячие предрассудки,
эти кандалы на наших общественных ногах. Пока же затронем только одну наиболее
популярную сегодня тему – приватизацию.
Известно, что истоки государственного оформления сообществ лежат в организации
их обороны и финансов. Князь или предводитель делал предложение сообществу -обеспечить
его внешнюю и внутреннюю безопасность. А сообщество внесением установленной
денежной суммы, осуществляло принятие этого предложения. Иными словами, война
или угроза войны (бедствия, катастрофы) являются повивальной бабкой общественной
финансовой системы, т.е. становление имущественного государства ( у которого
есть свое хозяйство ) происходит именно в самые неспокойные периоды общества.
А что делает Армения в этот неспокойный период?
Прямо противоположное! Отдает государство частному капиталу.
Обычно элита приватизирует государство, когда она не в силах его сохранить.
Например, когда государство находится в руках чужеземцев, захвачено в результате
нашествия, и угнетающий этнос не в силах далее сохранять свое господство. Или
когда уже невозможно осуществлять политическое принуждение, но еще можно управлять
при помощи экономической зависимости.
А Армения почему приватизирует свое хозяйство, если оно исправно работает? Ведь,
насколько известно, там не было чужеземной элиты?
Другой вариант перехода сильного имущественного государства в нищее налоговое
происходит во время так называемых «буржуазных революций», временем захвата
лавочниками и торгашами основных богатств. Власть предержащие в период буржуазных
революций в массовом порядке переводят публичное имущество в режим частной собственности.
Теперь народ может спокойно захватывать нищее государство, он обнаружит лишь
пустую казну.
Этот период в Армении должен был кончиться вместе с правлением Тер-Петросяна.
Но, экспроприировав государственное имущество, политический авангард буржуазии
потом превращается в кредитора государства. Усиление задолженности государства
перед частными кредиторами, в том числе и зарубежными, ведет к тому, что политика
государства попадает в зависимость от интересов частного капитала. Одновременно
создается идеология барыша, культа денег и высокомерия богатства. От аристократической
и интеллектуальной сущности государственного правления не остается и следа.
Обремененное долгами государство становится просителем перед имущими, с тем,
чтобы оставаться повелителем по отношению к неимущим. Учреждается режим политического
двойного стандарта, публичная власть раздваивается. Усиливается противопоставление
индивидуалистического характера национального богатства и коллективистского
характера национального долга. Богатство нации распределено по отдельным индивидам,
зато долговое бремя все остальные должны нести солидарно.
Интересно в этом плане проанализировать бюджет Армении, ведь всегда и всякая
функция государства ориентирована на структуру его бюджета.
Таким образом, подытожим, сегодняшнее армянское налоговое государство представляет
собой результат исторической деградации имущественного государства. Особенно
опасно, что Армения попалась на крючок рыночной стихии, находясь в состоянии
войны, и тем самым сознательно ослабила себя, превратившись в слугу частного
капитала. Это может себе позволить только государство большое и то, не будучи
в состоянии войны, как, например, США, находясь в зависимости от частной Федеральной
Резервной Системы.