Своевременна ли приватизация?

Затронем наиболее популярную сегодня тему – приватизацию.
Рассмотрим ее в инструментальном контексте, т.е., когда в каких условиях приватизация уместна, в каких – нет, и как установить меру между двумя видами собственности.
Известно, что истоки государственного оформления сообществ лежат в организации их обороны и финансов. Князь или военный предводитель брал на себя задачу - обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность общества. А сообщество внесением установленной денежной суммы, осуществляло принятие этого предложения. Иными словами, война или угроза войны (бедствия, катастрофы) являются повивальной бабкой общественной финансовой системы. Становление имущественного государства ( у которого есть свое хозяйство ) происходит именно в самые неспокойные периоды общества. Именно в этих условиях войны, катастроф государство нуждается более всего в собственных ресурсах и менее всего оправданна приватизация во время таких обстоятельств. Ведь частное хозяйство не сможет создавать новые виды оружия, или запускать космические спутники наблюдения!
Сделаем вывод: приватизация неуместна во время надвигающихся войн.
Приватизация обычно приводит к феодализации государства и к необходимости обращаться за помощью к частным армиям в случае общественных угроз, как это, например, происходило в Парфии, когда феодалы собирали под свои знамена необученных крестьян и дворовых слуг. Конечно, приватизация усиливает экономическую отдачу хозяйства, создает конкуренцию и подымает экономический уровень общества.
Но когда вообще возникает нужда в приватизации?
Обычно элита приватизирует государство, когда она не в силах его сохранить. Например, когда государство находится в руках чужеземцев, захвачено в результате нашествия, и угнетающий этнос не в силах далее сохранять свое господство. Или когда уже невозможно осуществлять политическое принуждение, но еще можно управлять при помощи экономической зависимости.
Насколько известно, в Армении не было чужеземной элиты. Результаты тамошней приватизации давно известны. Процитируем наиболее свежие сводки из февральского номера «Голоса Армении»: Бездумная приватизация крестьянских земель (к мнению специалистов тогда не прислушались) повлекла за собой тяжелейшие последствия для сельского хозяйства страны. Резко снизилась урожайность культур, качество сельхозпродукции. Основная часть сельхозтехники была уничтожена, то, что осталось, не может эффективно использоваться в условиях мелких крестьянских хозяйств. Достижения аграрной науки были отрезаны от производителя. А сама аграрная наука оказалась в катастрофическом состоянии, хотя в условиях аграрной страны этим направлениям должно уделяться повышенное внимание, т. к. без использования результатов научных исследований невозможно добиться успехов в какой бы то ни было области производства. Ситуация представляется совершенно необъяснимой, если учесть, что в прошлом аграрная наука Армении развивалась очень успешно.

Другой вариант перехода сильного имущественного государства в нищее налоговое происходит во время так называемых «буржуазных революций», временем захвата лавочниками и торгашами основных богатств. Власть предержащие в период буржуазных революций в массовом порядке переводят публичное имущество в режим частной собственности. Теперь народ может спокойно захватывать нищее государство, он обнаружит лишь пустую казну.
Этот период в Армении можно связать с правлением Тер-Петросяна.
Но, экспроприировав государственное имущество, политический авангард буржуазии потом превращается в кредитора государства. Усиление задолженности государства перед частными кредиторами, в том числе и зарубежными, ведет к тому, что политика государства попадает в зависимость от интересов частного капитала. Одновременно создается идеология барыша, культа денег и высокомерия богатства. От аристократической и интеллектуальной сущности государственного правления не остается и следа. Обремененное долгами государство становится просителем перед имущими, с тем, чтобы оставаться повелителем по отношению к неимущим. Учреждается режим политического двойного стандарта, публичная власть раздваивается. Усиливается противопоставление индивидуалистического характера национального богатства и коллективистского характера национального долга. Богатство нации распределено по отдельным индивидам, зато долговое бремя все остальные должны нести солидарно.
Интересно в этом плане анализировать бюджет государства, ведь всегда и всякая его функция ориентирована на структуру его бюджета.
Таким образом, подытожим, сегодняшнее армянское налоговое государство представляет собой результат исторической деградации имущественного государства. Особенно опасно, что государства попадают на крючок рыночной стихии, находясь в состоянии войны, и тем самым сознательно ослабляют себя, превратившись в слугу частного капитала. Это может себе позволить только государство большое и то, не будучи в состоянии войны, как, например, США, находясь в зависимости от частной Федеральной Резервной Системы.
Интересен опыт Китая в подходах к государственной собственности. Имеется богатейший фактический материал, позволяющий сделать вывод о том, что Китаю принадлежит особое место в истории развивающихся стран, избравших в качестве стратегической перспективы создание современной рыночной экономики без радикального слома социально-экономического строя в целом. Преимуществом на этом пути было наличие у Китая собственной научной теории, известной всему миру как строительство социализма с китайской спецификой. Эта теория стала ориентиром в проведении экономической реформы, одной из базовых основ экономической политики КНР на современном этапе.
Дореформенный период обогатил Китай важным опытом в области преобразования хозяйственного механизма, ограниченный, в основном, перераспределением управленческих функций в пользу главенства либо центра и министерства, либо провинций. Оставшись социалистической страной, Китай при этом демонстрирует высокие темпы экономического развития.
Темпы роста валового внутреннего продукта на душу населения Китая в 2005 году превысили 10%. Это - высочайшие темпы роста с 1997 года, новое свидетельство ускорения экономического развития Китая. Этот показатель означает, что экономика Китая после финансового кризиса вступила в новый этап развития. Объемы промышленного производства увеличились на 12,5%.
В условиях высоких темпов экономического роста ВВП
Китая на душу населения превысил 1 тысячу долларов. Это стало стартовой точкой отсчета нового этапа
экономического развития Китая.
Китай достиг рекордного уровня темпов внешней торговли. По объему внешней торговли, достигшему в 2003 году 851,2 млрд. долл. и увеличившемуся на 37,1 %, Китай занял четвертое место в мире после США, Германии и Японии.
Основной вопрос, по мнению международных экспертов, состоит на данный момент в том, насколько широко рыночная экономика "укоренилась" на социалистическом рынке КНР.
Согласно результатам исследования, проведенного Пекинским университетом и Институтом проблем экономики управленческих ресурсов, доля рыночной экономики в Китае еще в 2001 году превысила 60 %, а сегодня достигла уже 69 процентов. По мнению директора Института проблем экономики и управленческих ресурсов Ли Сяоси, порог в 60 % - критический уровень, свидетельствующий, что страна имеет полное право на получение вышеупомянутого статуса. Кроме того, процесс экономической модернизации и реструктуризации в КНР резко усилился после вступления в ВТО.
В ноябре 2001г. Китай официально вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). Этот факт воспринят в России и в других странах весьма неоднозначно. Всех настораживает, что открытие внутреннего рынка Китая с дешевыми импортными товарами может вызвать труднопреодолимые последствия. В КНР, судя по всему, отдают отчет о возможности таких последствий. Помощник министра иностранных дел КНР Ван И подчеркивал: “Экономическая глобализация бросила множество вызовов развивающимся странам, однако, если говорить о такой крупной развивающейся стране, как Китай, с крепким политическим руководством, ясной направляющей теорией, сравнительно хорошей экономической базой и огромным потенциалом развития, то шансов больше, чем вызовов, надежд больше, чем тревог. Мы должны в полной мере использовать все благоприятные обстоятельства, порождаемые глобализацией».
За последние три года, после вступления Китая в ВТО китайские законодатели пересмотрели или внесли поправки в более трех тысяч экономических законов и правительственных постановлений, приведя их в соответствие с международными нормами. Китайское руководство в первую очередь заинтересовано в полном соблюдении данных обещаний, так как отсутствие вышеупомянутого статуса дает право его международным торговым партнерам в случае необходимости применять к китайским экспортерам антидемпинговые меры, иными словами, резко повышать пошлины на товары.
Вместе с тем, процесс перевода всех сфер экономики на рыночные рельсы не является самоцелью. Некоторые сектора никогда не смогут стать рыночными, и присутствие в них государства должно не снижаться, а увеличиваться. Среди них,
первую очередь, следует отметить здравоохранение и образование в сельских регионах, а также меры по защите прав рабочих-мигрантов.
Одним из главных направлений программы экономического развития Китая до 2020 года является развитие именно государственной промышленности, “преобразование государственных предприятий в крупные транснациональные, трансотраслевые и межведомственные компании, способные конкурировать с крупнейшими монополиями Запада и Японии”. Акционирование государственных предприятий, которое планируется в рамках программы, не подразумевает их передачи частным собственникам.
Более того, в документе сказано, что неконтролируемый рост частного предпринимательства в КНР на рубеже 2000-х гг. “привел к значительному распылению ресурсов между мелкими фирмами, дублированию некоторых отраслей производства, в то время как производительность труда оставалась на низком уровне”.

Назад

Сайт создан в системе uCoz