Человек есть нечто героическое
Э.Р.Григорьян

"Если нет смысла умирать, то это еще не значит,
что есть смысл жить"(Эпиграф)


Для установления справедливого мира на Земле требуются сильные героические личности, своим примером показывающие людям выход из тупиков себялюбия, ненависти и алчности. До сих пор ни наука, ни образование не уделяли серьезного внимания поиску, взращиванию таких личностей, равно как и изучению условий их появления. Сегодня мир жаждет обновления. Но только героические, сильные личности меняют прогнившие обстоятельства существования людей.
Современное, ориентированное на «западные ценности» общество потребления — это общество, пронизанное идеологией лавочников и торгашей, это тотальное господство лицемерия, продажности и подлости. Реальность там предстает как товар, который надо продать, будь это идея, символ или родная мать. Российская «элита» самозабвенно продалась этому обществу, проиграла все сражения и стала «пораженческой элитой», не имеющей больше прав на лидерство. Остро и актуально стал вопрос о будущей элите. Элита – это герои общества, сильные и ответственные лидеры, а не ослы с морковкой впереди, которые преподносятся обществу с телеэкрана в качестве лидеров. Тот идиотский контроль над содержимым карманов и носков граждан в аэропортах, театрах и концертных залах, пристрастное рассматривание цвета их нижнего белья, равно как и цвета волос, явно обнаруживает панику и растерянность и всей мировой «элиты», поведение которой напоминает мартышек у компьютера.
Эти «мартышки», дорвавшись до власти путем продажи всего святого, не подозревали, что управление обществом требует совсем других качеств, нежели постоянная подлость и уничтожение самых талантливых представителей человеческого рода, несущих угрозу этим примитивным «человекообразным». Им не хватает ума, чтобы понять сложнейшие задачи управления человеческим сообществом, поэтому они и нажимают на клавиши принуждения, убийств и подавления всего гуманного, что так соответствует их уровню.
Например, целенаправленность подлой акции с карикатурами на основателя ислама, подтверждается тем, как дружно высокие государственные европейские «мартышки» на уровне премьер-министров встали на защиту "свободы слова", и то, как некоторые солидные западные издания с уголовным душком, вопреки уже разразившейся буре, цинично перепечатывали карикатуры. Разве заслуживают они высокого звания человек?
Но если карикатуры появились "не просто так", то с какой целью? Легко ответить: «Чтобы разжечь братоубийственный конфликт между мусульманами и христианами». Ну, а с какой целью вот уже более двух столетий в западном христианском мире, да и в России с недавних пор, используя то же право на свободу слова, высмеиваются и оскверняются христианские святыни. Примеров откровенного глумления над Спасителем и христианскими идеалами бесконечное множество и это при полном молчании христиан. Надо отдать честь мусульманам Ирана, что они, в отличие от мусульман Турции, прекрасно понимают, кто инициирует эти подлые выходки. Случайно ли, что даже президент США, поздравляя население своей "христианской" страны с Рождеством Христовым, скромно говорит "с праздником", боясь произнести имя Иисуса. Неужели это Асама Бен Ладен запретил ему упоминать имя Христа?
Более широкий ответ состоит в том, что и антиисламские карикатуры и массовая глобализация подлости - явления того же ряда и спровоцированные теми же силами, цель которых - заставить народы мира отказаться от своих религий, предать веру отцов, заменив ее "универсальными ценностями", гласящими: «Мир – большой универсам, где нет ничего святого и где все продается». Жесткие религиозные силы, сохраняющие верность высоким принципам благородства, гуманности и духовности - а это и христианство, и ислам, и буддизм - должны быть разрушены, с точки зрения этих сил, ибо они удерживают людей от падения в то дикое человекообразное состояние, в котором находится сами эти силы, так называемая «мировая финансовая элита».
Эта «элита», с позволения сказать, - типичное нашествие варваров («мартышек») на цивилизацию, которые уничтожают, прежде всего, то, что им непонятно, что гораздо выше их примитивного сознания. Разложив европейцев, они собирались превратить и верующих мусульман в такую же безликую, аморфную, безвольную массу, какую представляет сегодня христианский Запад. В современном западном обществе нет действительных героев, способных на сверхусилие, способных совершить нечто сверхчеловеческое. Здесь в принципе не может быть героического как явления. Здесь доминируют жалкие людишки, одержимые страстью к накоплению, живущие от одной попытки полового сношения до другой, которые называют "террористом" всякого, кто не позволяет растоптать свою веру, свой народ, человеческое достоинство…
Исламский мир, несомненно, сразу же осознал грозящую ему опасность. Конечно, в неистовстве и буйстве разнузданных толп, присутствует и политическая конъюнктура и расчетливость, присущие Ирану, и использование особенностей национального менталитета иных мусульманских этносов, что проявилось, например, в убийстве турками католического священника. Но главное, мусульмане четко поняли, откуда направлен удар. Не отреагируй они сегодня адекватно на осквернение священных для них ценностей (а в этих случаях ничто не может быть чрезмерным), завтра они станут столь же нежизнеспособными и обреченными на полную деградацию и вымирание, как презираемые ими европейцы - эти бывшие христиане, у которых уже не осталось ничего святого.
Как это ни парадоксально, западное общество вымирает. А парадокс в том, что этот социум, поставивший себе цель избежать смерти, оказался в тотальной власти комплекса Танатоса. Воля к жизни здесь ослабла в такой степени, что люди уже не способны рождать и ответственно воспитывать свое потомство. Пройдет лишь несколько десятилетий, и многие громкие, иллюзорные символы и ценности этого общества окажутся забытыми, растоптанными, похороненными в безвестных общих могилах истории. Ведь сотни и тысячи племен, народностей и народов исчезли без следа на Земле именно потому, что они не смогли сохранить волю к жизни. Ту волю, которая концентрировалась и проявлялась, прежде всего, в плеядах героев.
Таких нашествий на культуру было много в истории великих цивилизаций, и мы сегодня присутствуем при агонии известной волны дикости, начало которой в России можно датировать 1917 годом. К сожалению, человечество развивается неравномерно. Что пройдено как урок истории одними народами, может оставаться неведомым другим народам, даже если они уткнули нос в книгу. Важно еще, каковы эти книги! Не наполнены ли они ненавистью, алчностью и людоедством?
Именно эти силы опустили современное материалистическое общество массового потребления (восторг лавочников и торгашей!) до язычества. Причем оно языческое в гораздо большей степени, чем традиционные языческие культуры, обожествляющие ограниченное количество предметов. В современном же потребительском обществе каждая вещь, предназначенная для потребления, может стать специфическим идолом, а, следовательно — превратиться в особый объект поклонения, то есть сознательно или бессознательно обожествляться.
Для различных социальных групп потребительского социума идолами становятся наука и телепередача, автомобиль и новый фильм, искусство и загородный дом, кинозвезды и моющие средства, спортсмены и дома мод, последняя марка пылесоса и раскрученный роман, футбольная команда и новый мобильный телефон, идеологический лозунг и алюминиевая банка пива, и т.д., и т.п. Но доминирующими в этом огромном языческом пантеоне являются денежные знаки и человеческие тела.
В обществе массового потребления нет действительной героики, нет реального культа героев, но есть тщательно спланированный процесс "бюрократизации героики", есть индустрия массового производства виртуальных лже-героев, ложных образов. "Мир оглох от хороших слов", — говорили еще древние арии Индостана. По аналогии можно сказать, что "Мир ослеп от блестящей, глянцевой, бьющей в глаза лжи".
Этот потребительский социум не приемлет героического в принципе. Ведь героическое — это торжествующая демонстрация бессмертности духа над временной иллюзорностью тела. Поэтому реальный герой для такого социума не просто бесполезен, он опасен, предельно опасен. Но именно он должен придти сегодня, чтобы возродить великие цивилизации.
Управление обществом требует ответственности и собственного примера героического поведения, которому будут следовать и другие люди. Время фарисеев, которые говорили одно, а сами поступали противоположным образом, слава богу, прошло. В «глобальной деревне» все на виду и долго морочить голову людям своей «особостью» не удастся.
В то же время в душе у каждого не испорченного подлостью человека сохраняется тоска по неизбывному свету благородства, туманное ожидание великого, тоска по великодушию, извечное стремление к героике, как подспудный крик похороненной, но все же свободной души. «Преследователи ярые, куда гоните? Сами не зная, приближаете к светлому прибежищу».
Общество массового производства ненужного и массового потребления излишнего основано на скрупулезном контроле над частным поведением отдрессированных и униженных миллионов, науськиваемых друг на друга со всех каналов СМИ. «Но поносящие и лжевозглашающие не ведают, что они пробуждают внимание. Когда приверженцы истины шепчут неслышно, тогда глашатаи противников надрываются чтобы сказать о несуществующей истине». Самые яркие движения родились вследствие ярости поносителей. Если истина не существует, то не к чему надрываться, но если истина жива, то и поношения окажутся провозвестием. Современный мир жаждет подлинных героев. Он устал от пустоты, примитивизма и людоедства марионеточных верхов.
Герой в своем действии неконтролируем в принципе. Ибо героическое — это, прежде всего, особая, мистическая форма со-знания, и только потом — героическое действие как преодоление всего пошлого, вульгарного, подлого.
«Даны преграды, чтоб тебя усилить
И чтоб твое оружье отточить».
Героическое креативно, но не в узко интеллигентском смысле, а в смысле креативности "потока жизни". Герой по определению это тот, кто раздвигает рамки обыденной клетки мышления, кто убивает мерзость просто своим существованием, кто становится творческим образцом для подражания не только в пространстве, но и во времени.
Сегодня наступает время традиционных обществ, обществ, прошедших множество испытаний и искушений и оставшихся верными своим заповеданным ценностям. Люди внутри этих обществ живут не только по принятым законам, нормам и предписаниям, но, прежде всего, в соответствии с исторической памятью и воспоминаниями о предках. Для существования традиционного, действительно живого общества важен феномен реального героического, важно появление и существование действительных героев, через которых выражается намерение и воля Всевышнего и которые становятся примерами для подражания миллионам.
Причем такое подражание это не беспрерывное обывательское поклонение, а преодоление пошлого, больного, иллюзорного в человеческом, возвращение к восприятию и осознанию индивидуальной жизни, жизни группы, общества как глубоко неслучайного, возвращение к ощущению смысла существования, глубинного смысла вовлеченности во всеобщую космическую тотальность.
Если в обществе появляется и начинает жить героическое, если это общество порождает героев, то, следовательно, Бог не оставил это общество, следовательно, в этом обществе проявляется благо героического. Тогда подражание героическому — это не только выполнение долга перед Богом, но и возможность личного духовного развития. Тогда подражание героическому есть не только необходимое социальное, но и личностное творческое действие.
Героическое – это отсутствие страха. Страх – это смерть, это грех, это несправедливость, это подлая жизнь. Все негативные мысли и чувства проистекают из этого злого душка страха. В героическом происходит прямое, бескомпромиссное, но и предельно уважительное столкновение человеческого духа со смертью, когда дух прорывается сквозь свет и тень всемогущей смерти.
«Дух победил, коль он решил сражаться.
Когда сражается, то он непобедим».
И именно тогда великая смерть вдруг оказывается решающим испытанием, подготовкой к которому, собственно, и являлась вся предшествующая жизнь человека. "Живи так, как будто ты будешь жить вечно. И готовься к смерти, словно ты умрешь завтра".
Легендарный римлянин Муций Сцевола держал свою правую руку в пылающем костре, когда говорил с вождем захватчиков, вторгшихся на его Родину. Он не только показывал свое презрение к смерти, к физической боли, не только демонстрировал врагам волю и отвагу воина, силу настоящего мужчины. Он олицетворял само мужество героического, превращаясь в сам дух героического.
Та же черта присуща образу Христа: главное его качество – это его презрение к смерти. Известно высказывание Христа о том, что «если тебя ударят по правой щеке, подставь левую». Оно бросает вызов любым попыткам запугать, внушить страх перед физической болью, причиняемой врагами. В этом бесстрашии и презрении к врагам, в насмешке над их угрозами, полная параллель с поступком Муция Сцеволы.
Выживают, в конечном счете, те сообщества, в которых рождаются герои. В истории продолжают существовать те общества, где всегда присутствует некий минимально необходимый уровень героического. Соответственно рано или поздно исчезают те сообщества, где герои не нужны и в которых герои не рождаются. И это знамение: общности, где нет героев, находятся "под гневом Всевышнего".
"Человек есть нечто, что должно превозмочь", — так подчеркивал Фридрих Ницше эту кардинальную противоположность между героем и обыденным в человеке. А за восемьсот лет до Ницше выдающийся интеллектуал Ислама Абу Хамид аль-Газали в таком преодолении видел не только внешний для индивидуума императив, а суть личностного существования: "Смысл счастья — преодоление себя, насколько это возможно, пусть ступени совершенства и неисчислимы".
Случается, что официозная или ложная апологетика кардинально изменяют образ героического, как это произошло с Христом, когда его образ подвергся искажению иудейскими интерпретаторами. Однако суть его остается неизменной. Ведь в героическом важна не сиюминутная эффективность, а, прежде всего, некий необычный личностный энергетический порыв "в данном месте и в данное время". Ведь героическое — это не столько физическое, а нравственное сверхусилие.
Героическое — это и глубинная тонкость интеллектуальной интуиции, которая как у М.Ганди порождает тотальную его ответственность перед другими людьми за следование ими рекомендуемой стратегии. Например, другое высказывание Христа - «любите врагов ваших» - вполне истолковывается в духе самурайского (японского) Кодекса воина «Бусидо». Прежде всего, воин должен хорошо знать своих врагов, изучать их нравы, привычки, характеры, способы военного мышления. Далее, хороший воин должен уметь управлять врагом как собственным войском и, вообще, видеть врага как часть собственного войска, которым можно располагать как своим ресурсом. Что это, как не метафорически выраженное проявление «любви» к врагу.
«Спокойствие – вот лучшая защита.
Из тишины родятся огнь и гром».
Но, возможно, тончайшая суть героического особо проявляется тогда, когда верующий, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, неуклонно находится на своем внутреннем, неповторимом пути к Богу или, точнее, постепенно превращается в того, через которого начинает проходить Путь.
«Победа начинается с того,
Что ты в нее всем существом поверишь».
Четвертый праведный халиф Али был одним из наиболее великих и успешных полководцев Ислама, который всегда показывал пример личного мужества и отваги. Однажды на поле битвы он столкнулся со своим давнишним и достойным противником, с которым у него были еще старые счета. Бой был упорным, и наконец Али выбил у своего противника оружие и поднял свой меч, чтобы поразить его. В этот момент его враг исхитрился и плюнул на него. Буквально тут же Али вложил меч в ножны. Удивленный противник спросил его: "Почему ты меня не убиваешь?" На что Али сказал то, что до сих пор является мистическим призывом ко всем, сохраняющим способность размышлять для укрепления своей веры: "Я воевал с тобой ради Аллаха. Я победил тебя ради Аллаха. Я хотел поразить тебя ради Аллаха. Но ты плюнул на меня и задел мое ложное «Я». И если я тебя сейчас убью, то убью ради этого ложного «Я». Нет, я не буду делать этого. Вставай и уходи".
Герой как пример для подражания является таковым не только в социальном контексте, но и в сакральном смысле. Путь сознательного отрицания профанического, путь в духовное бессмертие, путь к Всевышнему всегда требует такого личностного сверхусилия, такой героики, когда само героическое оказывается органичным, естественным, как вдох и выдох.
Ярким свидетельством сакральности героического является глубочайшая убежденность традиционного общества, что герой, способный на сверхусилие, облагодетельствован Всевышним. То, что совершает герой, есть действительное чудо, в котором отражается сакральное благо, несущее в себе намерение Бога.
Герои рождаются в социумах, где дух, несмотря ни на что, продолжает бороться с самодовольной материей, где действительная вера господствует над другими ценностями, где боговдохновенная истина ( личностная религиозная вера) выше жизни. Если же внедряемые с помощью СМИ корыстолюбие и лицемерие поглощают общество, то оно не способно породить героев.
Героическое — это особая целостность четырех моментов:
1.Личностная воля — уникальная именно для данного места и данного времени. И такая воля проявляется через особую зрелость личностного самосознания, личностного мышления. Зрелость мыслящего человека проявляется в степени его готовности пожертвовать своей жизнью за свои убеждения и идеалы. А если человек не готов пожертвовать своей жизнью за свои идеалы, то либо его идеалы ничего не стоят, либо сам человек ничего не стоит.
2.Социальная ответственность — она возникает в моменты предельного драматического напряжения, связанного с глубочайшим кризисом данного общества или вызовом для этого социума, трагическим обострением проблемы выживания (внешняя агрессия, особый внутренний кризис, гражданская война, необычайная по масштабам природная катастрофа и т.д.).
3.Лидерство как эстафета - лидеры не уходят от опасностей, но подвергаются им наряду со всем народом. Погибают вместе с народом, побеждают вместе с народом. Если народ видит, что лидеры не прячутся за его спину, а идут впереди, жертвуют и гибнут за народ, то лидеры получают от народа все, включая жизнь.
Но это только тогда, когда есть истинное доверие к своим лидерам. Если нет лидеров-героев, то никогда не будет и героического народа, способного бороться за свою свободу и справедливость. Лидер, который сеет зерно диктатуры в своей организации, сеет зерно, которое уничтожит саму организацию.
4.Благородство и великодушие – привилегия сильных. Эти качества как венец природы венчают саморазвитие ее высшего продукта но, к сожалению, неведомы современным западным обществам. А во многих иных господствуют трусы и мелкие людишки. Только они могут ударить беззащитного, убить беспомощного. Только они звериной стаей нападают на тех, кто им кажется слабым.
Социальная наука и образование стоят перед вечной проблемой – взрасти и поддержать героическое. Циклична мистика истории: бесплодные на героев общества уходят, а вместо них приходят те, где бурлит закваска героического, где сохраняется верность духу героического, верность вечности.

Назад

Сайт создан в системе uCoz