Философские науки. № 4. 2006
|
|
ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА
Феномен
терроризма
СОЦИАЛЬНЫЙ АКТИВИЗМ И ТЕРРОРИЗМ В ЕВРОПЕ*
РЕШЕТНИКОВ М.М.
Введение. Несмотря
на то, что прагматически ценного для преодоления фанатизма и терроризма
предложено не так уж много, теорий в этой области более чем достаточно. При
этом характерная особенность большинства из них состоит в том, что они
разрабатываются на уровне здравого смысла, одновременно с этим апеллируя к
явлениям, выходящим далеко за рамки обыденной жизни. Как представляется, и
первый и второй подходы не вполне адекватны, ибо когда мы переходим к понятию
«фанатизм», то тем самым заведомо обозначаем, что обращаемся к сфере
иррационального, а при более пристальном взгляде мы не можем не замечать, что
те или иные социальные эквиваленты терроризма присутствуют повсеместно.
В 2003 году ученые высказали
предположение, что социальный активизм, фанатизм и его переход в идеи мученичества и терроризма — это явления одного
порядка, а иногда и звенья одной цепи. Этими же авторами была предложена
гипотеза о существовании неких «особых социальных факторов», ответственных за
формирование террористов. Сформулированные идеи показались мне чрезвычайно
интересными, но, большей частью оказались лишь провокативными.
Тем не менее они позво-
* В основу данной статьи положено выступление автора на выездной
сессии советников Россия-НАТО (СПб., 23.06.05).
лили
кое-что додумать и переосмыслить то, что уже было в моих предшествующих
публикациях.
Немусульманский и немеждународный
терроризм. Вероятно, будет нелишним напомнить, что хотя мы справедливо
говорим о международном терроризме, на территории собственных государств мы
гораздо чаще сталкиваемся с фанатизмом и терроризмом своих же сограждан. На
один крупный международный теракт приходятся сотни «локальных». По сути, эти «два» вида терроризма отличаются
только масштабом угроз, жертв, требований и освещением в СМИ. Но мы почему-то
не замечаем этих «параллелей». В результате наше продвижение к пониманию ряда
социальных процессов явно тормозится тем, что мы все время чего-то не
домысливаем и не договариваем.
Почему мы все время говорим только о мусульманском терроризме и не ставим вопрос о повсеместном
росте террористического мировоззрения и случаев террористического поведения в самых немусульманских странах?
При этом иногда мы стыдливо
подчеркиваем их национальную принадлежность, но одновременно умалчиваем,
что речь идет именно о наших согражданах, родившихся, получивших образование и
воспитание в нашей же добропорядочной среде. Речь идет как бы «о не совсем
европейцах» или «о не совсем согражданах». Это что-то новое в нашем демократическом лексиконе... По данным доклада
Госдепартамента США 2002 г., за последнее десятилетие почти треть (31
%) всех террористических актов произошла на территории Европы, и эта ползучая
экспансия пока не обнаруживает тенденции к снижению. Почему?
Феномен «чегеваризма».
Общеизвестно,
что террористы-фанатики — это
преимущественно молодые люди. Но их террористическое мировоззрение не
сформировалось в одночасье. Таким образом, мы должны предполагать, что
предпосылки этого мировоззрения должны находиться где-то в подростковом периоде, когда все мы (после предшествующего
периода идентификации с родителями) переживаем «кризис переоценки и
самоутверждении», со склонностью подвергать сомнению неустоявшиеся
нормы и правила в сочетании с юношеской агрессивностью.
И широком социуме этой
естественной психологическое потребности
противостоит консолидированная позиции II (рослого большинства (и
стабильное государство как одна из важнейших «родительских структур»), и
постепенно понос поколение становится
социально более адаптивным По ситуация принципиально меняется, когда и это
Опросное) большинство оказывается в состоянии «кризиса переоценки», «пересмотра всех устоявшихся норм и пра-вил и т.д., что характерно не
только для всего бывшего социалистического лагеря», но и для всего мира, который входит в новую эпоху и переживает системный
кризис смены парадигмы развития одновременно со сменой национального
состава европейской популяции. В этой ситуации естественная (возрастная)
агрессивность одних не только не встречает адекватного противодействия, но и
катализируется ситуационной агрессивностью старшего поколения (и уходящей и
приходящей популяции).
Еще один вопрос: почему кумиром множества социальных
активистов и террористов одновременно стал фактически один человек: сын
плантатора, в 12 лет впервые выступивший против унижения школьным учителем, затем
— врач по образованию и, безусловно, террорист, который на всех мировых сайтах
характеризуется как «человек высокой душевной чистоты и беспримерной самоотверженности»?
Это именно тот социальный образец, которому
следует подражать? А есть ли в молодежной среде социальных активистов (не «западающих» на дешевых рок-звезд) у
него достойные конкуренты?
Российский и будущие примеры
«развитых демократий». Мной уже не
раз обосновывалось, что все современные демократии находятся в затяжном периоде
стагнации, хотя эти процессы в западном мире пока не слишком очевидны. Поэтому
обратимся к более «динамичному» примеру, а точнее — к российскому опыту.
Привнесенная демократия (с немедленно гарантированными
конституцией всеми правами и свободами) при отсутствии демократической традиции
и сохранении тоталитарного типа самосознания социума создает особую
«питательную среду» для размножения вируса интолерант-
ности и
терроризма. Это трудно обосновать кратко, но, безусловно,
особо подверженной заражению этим вирусом оказывается категория уже
упомянутых социальных активистов (во всяком случае, никто не заподозрит в
террористе «пассивную личность»). Аналогичные процессы идут и закономерно
будут развиваться во всех, прежде всего «нетрадиционных»,
а затем — и в традиционных, «демократиях», где все еще существует иллюзия, что
их (или наши общие, европейские) демократические ценности всем сердцем
будут восприняты всеми слоями эмигрантов с Востока и Юга. Ирак или Англия —
далеко не последние примеры. А если не воспримут? Что будем делать?
Простреленные идеалы. При современном военно-экономическом уровне
сверхдержав захват территории или подрыв экономики в том или ином регионе — это
уже чисто «техническая» задача. А как быть с идеалами тех, кого захватили или
подчинили? Много ли известно массовых случаев обмена идеалов и веры на бутерброды,
джинсы или даже мерседесы? Мы нарциссически уверены,
что неевропейские страны (или эмигранты с Востока) страстно мечтают
присоединиться к нашим идеалам. Так ли это? Если да, то почему мы постоянно
твердим, что они угрожают нашему образу жизни? А мы — их? А если идеалов,
которые составляют неотъемлемую часть личности (как рука или нога — часть
тела), лишают насильно, не наивно ли ждать за это благодарности со стороны
травмированных миллионов? При самом лучшем исходе сражений мы сожалеем о тысячах
погибших и покалеченных. Но кто может ответить: как отзовутся в веках расстрелянные
идеалы?
Наша история, если мы все еще люди — это
история
идей. Они у вас есть? Для Ирака или еще для
кого-то? Пред-
лагайте. Убеждайте. Доказывайте. Почему этого
не делают? Почему ставка сделана
исключительно на подавление?
Используемый на международном уровне, этот принцип
все с большей очевидностью применяется и «для
внутрен-
него употребления». И это путь к нашему
развитию гражданского общества? Сомневаюсь».
Где мы
собираемся его строить? На поле боя?
Главные инвесторы терроризма. Вернемся к внутрсн-мим вопросам. Если культура, социум или наличная
власть не принимает, не обсуждает или изначально отвергает идеалы обиженного или даже потенциального социального
активиста, то он легко может трансформироваться в социального фанатика. Мы видим, что в 2004—2005 гг. именно молодежь
в ряде новых стран, образовавшихся после распада СССР, оказалась основной
силой социальных взрывов и катаклизмов. Как представляется, из этого опыта еще
не сделано должных выводов. Особенно с учетом неоднозначности подходов и
оценок: победившие социальные активисты
обычно провозглашаются героями, а побежденные — чаще всего
преступниками.
) И КОИ |
Неочевидная легитимность
современной модели европейских государств. Мы почему-то упорно не хотим замечать, что не только на постсоветском пространстве или в афроазиатском регионе, но и везде в мире наблюдается
кризис легитимности государственной власти и ее институтов. Мной уже не раз
поднимался этот вопрос, и здесь я предложу только еще одно объяснение. Перед
каждой личностью появилось слишком много угроз — экологического, техногенного,
социального и криминального происхождения, от которых власть не может защитить
(а точнее, по отношению к которым она сама оказалась беззащитной). В связи с
этим граждане постепенно «переориентируют» свою лояльность на другие
общественные институты: этнические группы, расы, религии и т.д. (вплоть до
сплоченности футбольных фанатов, находящих в ней иллюзию защищенности и силы
и одновременно — канал, позволяющий дать выход агрессии). Государство, в свою
очередь, усиливает свой прессинг и контроль над «плохими гражданами», а те в
ответ начинают противодействовать этому контролю и прессингу.
О роли армии. Параллельно во всех странах (как
результат последовательного развития
демократии?) растет роль и мощь государственно-охранительного аппарата, так как
армия не готова и не может решать такие задачи (она вообще существует не для
этого). Тем не менее армии тоже повсеместно усиливают. Неужели не понятно, что
это ничего
не даст? Уже неважно, произойдет ли расширение
НАТО на Восток или на Юг, или не
произойдет. Коренным образом ситуацию это не изменит. Здесь мы явно остаемся в
плену иллюзий ушедшего в историю расколотого
мира и противостояния сверхдержав. А противостояние уже не «локальное» и не «векторное»; оно — по всему «периметру» и,
как мне представляется, присутствует не вне, а внутри государств, общественное
устройство которых уже не адекватно запросам новой исторической эпохи.
Простейший вывод лежит на поверхности: «Надо укреплять государство!». Так ли?
Вряд ли кто-то может усомниться, что СССР был мощнейшим государством. Сильно
ли это ему помогло?
«Священная корова». Нельзя не замечать и другого: на
фоне усиления
государственно-охранительного аппарата во
всех развитых странах, граждане чувствуют себя все более беззащитными.
Если довести этот тезис до крайности и апеллировать к преобладающим чувствам
населения, то получится следующий (мягко говоря, мало приятный) вывод:
государство еще может кого-то наказать, но в ряде случаев и ситуаций оно уже
почти никого не может защитить, включая депутатов, мэров, банкиров, олигархов,
губернаторов и президентов, которых убивают десятками каждый год (что уж там
говорить о простых гражданах в метро). Как вам такое государство? И все равно —
никто даже не заикается о кризисе демократии — некоей «священной коровы». Но
для кого это так?
Ключевой вопрос. Ключевым вопросом для любого культурного сообщества (для
многонационального — тем более) является то, как, куда, кем и каким образом
направляется, модулируется и контролируется нормальная социальная активность
(в том числе оппозиционного регистра) и нормальная социальная агрессивность?
Еще раз повторю: этот вопрос является ключевым. Так как если не происходит
разрядки накопившегося напряжения с целью достижения социально значимых целей
(а само напряжение,, так же как и потребность в его разрешении, остается), то
неудовлетворенные потребности легко маргинали-зируются
и принимают иные формы - вплоть до патологических проявлений в форме узко
национального «идей-
ного единства» или агрессивности и
фанатизма малых (хотя не таких уж и
малых!) групп либо даже протестов одиночек. Ни для кого не секрет, что
национальная идея является самой мощной — и неуничтожимой — силой для идентификации
и консолидации. В постнацистский период мы (ученые)
стыдливо отмежевались от национальных вопросов как от «неприличных», как будто
нацизм — это единственный вариант их решения. Но они не исчезли... И есть
масса приличных вариантов их решения.
Умирать — за что? Практически
все, кто пишут о терроризме, очень часто
упоминают, что мы сильно проигрываем ему в информационной войне. Это
полуправда. Мы фактически уже проиграли. И даже не информационно, а прежде
всего с точки зрения идей и эмоционального лидерства. Нет нужды подробно раскрывать этот тезис. Достаточно
прочитать речи духовных лидеров террористов: они (даже не озвученные) наполнены
эмоциями, вдохновением, возвышенным смыслом, любовью к Богу и человеку. Как это уживается со средневековыми (с нашей —
европейской — точки зрения)
призывами к насилию — это уже другой вопрос. А затем прислушайтесь к
обращениям наших лидеров. Много ли в них любви и вдохновенного чувства? Нет ли
ощущения, что мы утратили некую духовную опору, о чем страстно писал в связи с
проектом объединения Европы покойный папа Иоанн Павел II, когда из проекта европейской конституции было
исключено положение о христианских корнях будущего сообщества?
И еще один вопрос: почему неудачи с объединением
(пусть и полураспавшегося) христианского мира воспринимаются
нами так трагически, а попытки объединения мусульман — исключительно как
угроза?
Общими усилиями мы создали
прекрасную материальную и духовную
культуру, получившую наименований европейской. Но она не единственная. В
последнее столетие мы стали вначале объединять, а затем и путать культуру с
техническим прогрессом, а чуть позднее — технический прогресс с цивилизационным процессом. Нет ли здесь заблуждения? Или
даже ряда заблуждений? Действительно ли весь неевропейский мир страстно
мечтает присое-
диниться
к нашей преимущественно благоухающей (а местами все-таки дурно пахнущей —
наркотиками, алкоголем, безверием и продажностью)
цивилизации? А если нет, не хочет? Какое наказание ждет инакомыслящих со
стороны тех, кто столетия отстаивал право на инакомыслие? Мы — где молчаливо, а где без ложного стыда — открыто
признали, что живем в обществе потребления. Да, можно потратить всю
жизнь, чтобы иметь как можно более широкий доступ к этому потреблению, чтобы
иметь еще один дом или дворец, еще одну или две машины, еще один миллион или
миллиард... но умирать за это — нельзя. Умирать можно только за идею. Но
назовите мне такую — общую для всего нашего евро-американского сообщества?
Распад
государств как прогресс. Что
консолидирует нацию? Вовсе не границы (независимо от того, открыты они или
задернуты «железным занавесом»), не флаг, не гимн
и не гражданство. Прежде всего — общность истории, языка, культуры,
традиции и, самое главное, обращенность в общее (для всей нации) будущее,
которое вначале существует только как идея. Есть ли это сейчас? Когда мы говорим о многонациональных государствах, где
общность истории, языка, культуры, традиции исходно отсутствует или была
вынужденной и временной (а толерантность почти всегда больше декларируется,
чем существуют реально), остается только общее будущее, и оно должно обладать
равной привлекательностью для всех национальных и религиозных групп. Во всех
остальных случаях «разложение» и распад неизбежны. Но стоит ли этого бояться?
Был ли распад Римской или Австро-Венгерской империй исторической ошибкой, или
все-таки прогрессом? Не относится ли это в равной степени ко всем существующим
империям, включая такую виртуальную империю, как НАТО?
Терроризм — это следствие чего?.. Вернемся
к главному вопросу: будущие поколения и
то, на основе чего и как формируется «террористическое мировоззрение».
К сожалению, у нас нет статистики и серьезных психологических
исследований социального терроризма подростков,
который буквально захлестнул Россию после пер-
вых терактов. Но наши американские коллеги, уделившие топкам о минировании школ и убийствам, совершенным
подростками в период после сентября 2001 г., более пристальное внимание, в
большинстве случаев обнаружили, что ведущими
мотивами «малолетних террористов» явля-лись протест против давления
властных структур (соб-ственных юношеских организаций
или преподавателей) и обесценивание человеческих отношений. Разве не те же
факторы (даже на вскидку) проявляются в расстрелах сослуживцев в армейской
среде? Еще раз повторим: протест против давления властных структур и
обесценивания человеческих отношений принимал самые различные формы — от,
казалось бы, безобидных до поражающих своей жестокостью. При одних и тех же
побуждающих мотивах. С этой точки зрения уместно задать еще один вопрос: так л и уж сильно отличается анонимный звонок о
мнимом ми-нировании
школы от расстрела одноклассников или массового захвата заложников?
Количественные ли это отличия, или качественные (с точки зрения мотивов
преступления и способствовавших ему факторов)?
В данном случае мы не говорим о противодействии
терроризму — те, кто стали на этот путь и уже запятнали себя кровью, вряд ли
повернут назад. Ничто не внушает такого оптимизма. Но можно ли предложить
какие-либо механизмы профилактики развития террористического мировоззрения и следующего за ним действия? В
обществе существует достаточно широко распространенная точка зрения, в
соответствии с которой «терроризм — это следствие деятельности террористов».
Не заблуждение ли это? И даже если принять эту точку зрения как верную, то
тогда возникает второй вопрос: а следствием чего является появление самих
террористов и террористического мировоззрения?
О чем стоит подумать? Может быть, нам стоило бы больше думать о том, созданы ли
реальные условия для того, чтобы социальные активисты (прежде всего молодые люди) имели возможности для выражения своих мнений и точек
зрения (каковы бы они ни. были)? Существуют ли в современных обществах действенные механизмы, которые позво-
ляют
отдельным людям, профессиональным, религиозным или национальным группам быть услышанными? Возможно ли вообще
создание такой ситуации, которая будет побуждать
социальных активистов самого различного толка к сотрудничеству? Как
обеспечить формирование более безопасной, ответственной, надежной и более
прогнозируемой социальной атмосферы, где
люди смогут актуализировать свои цели и потребности, не прибегая для
утверждения своих идей к ущемлению свободы окружающих?
Как известно, одним из лозунгов террористов является: «Чем больше жертв, тем скорее они поймут». И,
несмотря на безусловный цинизм этой фразы, может быть, стоит
предположить, что мы чего-то не понимаем или не хотим понять? В своих
предыдущих работах я уже обосновывал мысль о том, что этническая группа или
народ, которые подверглись оккупации, колонизации или репрессиям со стороны
враждебной (иной этнической) группы, а затем, получив свободу, осознали, что
обречены существовать на обочине истории и цивилизации, вряд ли смогут смириться
с этим положением и всеми доступными им средствами будут протестовать.
Террорист-смертник — это не только немыслимая
жестокость и варварство. Это еще и послание. Почему бы не спросить: «Что
мы должны понять?». Есть типичное возражение: «Мы никогда не примем языка угроз».
А разве мы уже не говорим с ними на одном и том же языке? Куда это приведет?
Внеэкономические факторы
размежевания. В
силу довлеющих представлений мы склонны
видеть в терроризме почти исключительно экономические составляющие. Мы явно
недооцениваем роль идей. Трудности объединения Европы исключительно на
платформе экономизма хорошо известны. Объединенными усилиями мы строим мосты,
дороги, школы, но смысловое здание Европы и мира уже давно производит
впечатление то ли недостроенного, то ли уже разрушающегося. Гуманитарные идеи и
ценности составляли стержень европейской цивилизации. Нет ли у коллег
ощущения, что эти ценности сейчас подвергаются переоценке или даже
обесцениваются, несмотря на их повсеместную декларацию?
Нельзя не признать, что, преуспев в познании физических
законов природы, мы лишь интуитивно начинаем кое-что понимать в ее социальных
законах. Мы пришли к началу XXI в. со
своим весьма противоречивым и пока мало осмысленным
багажом, а эмоции — все еще бесконечно преобладают в мире, и нам лишь кажется,
что он управляется на основе научных подходов.
Повторю еще раз. Именно гуманитарные ценности
составляли стержень или «каркас» европейской цивилизации. Что такое здание без
каркаса в нашем бесконечно сотрясающемся мире? Нам кажется, что мы живем под защитой
купола этой цивилизации, но, может быть, мы уже под ее обломками?
Вместо заключения. И последнее. Мы легко находим лидеров террористов, с которыми
оказывается можно вести переговоры, когда захваченными оказываются известные
журналисты или общественные деятели. Повторю, мы находим в этих случаях и
влиятельных лидеров террористов, и нужные слова, и убедительные аргументы.
Почему бы не говорить с ними чаще? Может быть, мы имеем дело с двумя подобными друг другу паранойями — и с их
и с нашей стороны? Я хотел бы надеяться, что в нашем далеко не простом
мире мы обречены не на конфронтацию, а на диалог и понимание.
Литература по теме
Решетников М.М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения // Прикладная
психология.
№ 4. 1998. Решетников М.М. Современная
российская ментальность.
М., 1996.
Решетников М.М. Глобализация — самый общий взгляд; Исламское противостояние и проблема
терроризма // Решетников М.М. Психодинамика и психотерапия депрессий. СПб., 2003.
Решетников М.М. Клинический метод в изучении и разрешении межнациональных конфликтов
(Социально-историческая психиатрия) // Психология и психопатология терроризма.
Гуманитарные стратегии.