Родоначальник армян Хайк
ИСТИННОЕ АРМЯНСКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ (КРУГ ХАЙКА) ИЛИ ДРЕВНИЙ ПОДВИЖНЫЙ АРМЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Архиепископ Геворк Серайдарян
Это легендарное летосчисление восходит к истории родоначальника армян, Хайка, который в 2492 году до Р. Х. в единоборстве убил титана Бэла. Описание этого единоборства находим в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци: «Страшно сколебалась земля от столкновения исполнив обеих сторон и от воинственного натиска. Образом своих нападений наводили они ужас друг на друга. При виде такого неожиданного случая царь-титанид в недоумении, объятый страхом, подавшись вспять, начинает подыматься на moт холм, с которого было спустился, думая укрепиться там посреди полчища, пока приспеет вся его воинская сила и он возобновит нападение. Луконосец Хайк понял это; устремившись вперед, приблизился к царю, и туго натянув широкий-как-озеро лук, угодил в наперсник Бэла стрелою с на- три- расщепленным наконечником; железо пробилось насквозь меж плеч и упало на земь. Гордый титанид, пораженный таким образом, грохнувшись на земь, испускает дух. Полчище его, видя такой ужасный подвиг мужества, обращается в бегство.»(История Aрмении Моисея Хоренского, перевод Н.О.Эмина, выпуск 1,ИзданиеЛазаревского Института Восточных Языков,Москва,1893,ст.19). Согласно преданию, после победы над Бэлом родоначальник Хайк повелевает армянам каждый год праздновать годовщину обретения независимости 1 числа месяца Навасарда, соответствующего 11 августа по старому стилю, полагая этот день за начало года. День Навасарда в течение тысячелетий праздновался как день всенародного ликования и радости. Об этом свидетельствует песня Гохтанских рапсодов**, воспетая царем Арташесом III (18 — 34 гг. по Р.Хр.) в свой смертный час, как повествует о том Григор Магистрос: О, дали бы мне дым благовоний И утро Навасарда, Прыжки ланей И бег оленей! Мы в трубы протрубим И в барабаны забьем Как повелевает царский закон. (Пер.В.Брюсова) В ту древнейшую эпоху Армянский год был солнечным, состоящим из 365 дней — 12 месяцев по 30 дней и 5 дней составлявших дополнительный месяц Авеляц. Год, как известно, состоит не из 365 дней, как это было принято в древнем Армянском календаре, а из 365 дней и приблизительно 6 часов. Эти 6 часов каждые 4 года обусловливали отставание 1 Навасарда на один день применительно к Римскому календарю, и в результате месяцы Армянского календаря уже не соответствовали временам года. По этой причине раз в 1460 лет добавлялся высокосный год и 1 Навасарда вновь приходило в соответствие с 11 августа Римского календаря.
Этот период в 1460 лет называют кругом Хайка. По Юлианскому календарю последние годы круга Хайка соответствовали: 1круг— 1032 г. до Р.Хр. II круг — 428 г. по Р.Хр. III круг — 1888 г. по Р.Хр. IV круг Хайка закончится 11 августа 3348 г. по Р.Хр. До сего дня Древнее (Истинное) Армянское летосчисление упоминается в церковных календарях, издаваемых Святым Эчмиадзином, Киликийским католикосатом (Антилиас, Ливан), Иерусалимским и Константинопольским Армянскими патриаршествами. 1992 год по Р.Хр. до 10 августа соответствует 4484 году круга Хайка, а после 10 августа начинается 4485 год.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 НАВАСАРДА КРУГА ХАЙКА ПО ЮЛИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ
Как было указано выше, последние годы кругов Хайка приходились на 1032 год до Р.Хр. и на 428 и 1888 годы по Р.Хр. Последний год четвертого круга Хайка придется на 3348 год по Р.Хр. Для нас представляют интерес последние годы II и III кругов Хайка, пришедшиеся на 428 и 1888 годы по Р.Хр. Первый круг Хайка завершился, когда еще не существовало Юлианского календаря, четвертый круг Хайка оставим следующим поколениям. Примеры вычислений: 1. Чтобы перевести на Юлианский календарь дату круга Хайка до 428 года по Р.Хр., следует руководствоваться правилами, изложенными в приведенном ниже примере. Пример. Определить какому дню Юлианского календаря соответствует 1 Навасарда 301 года по Р.Хр. а) 428 - 301 = 127; б) 127 : 4 - 31 (остаток 3) Независимо от величины остатка его принимают за 1 и прибавляют к частному: в) 31+ 1=32; г) 11 августа + 32-43; д) 43-31 день августа =12 сентября Таким образом 1-е Навасарда 301 года по Р.Хр. соответствует 12 сентября. По указанной схеме можно определить соответствие 1 Навасарда до 1888 года по Р.Хр. дням Юлианского календаря. Пример. Определить 1 Навасарда 1640 года по Р.Хр. по Юлианскому календарю. а) 1888 - 1640 - 248; б) 248 : 4=62, нет остатка в) 62 + 11 августа - 73; г) 73-31 день августа-42 д) 42 - 30 дней сентября - 12 октября Следовательно 1 Навасарда 1640 года соответствует 12 октября Юлианского календаря. 2. Если нужно определить соответствие 1 Навасарда дням Юлианского года после 428 года по Р.Хр., следует руководствоваться правилами, изложенными в следующем примере,
Пример. Определить 1 Навасарда 565
года по Юлианскому календарю. Остаток во внимание не принимается. Затем следует вычесть из 11 августа частное 34. 11 августа = 223-й день простого года (см.таблицу 31 на стр. 90). в) 223-34=180 189-й день простого года приходится на 8 июля. Следовательно, 1 Навасарда 565-го года по Р.Хр. приходится на 8 июля. Руководствуясь этими же правилами можно найти соответствие 1 Навасарда дням Юлианского календаря после 1888 года. Пример. Определить на какой день Юлианского года придется 1 Навасарда 1995 года. а) 1995 - 1888 = 107; б) 107 : 4 = 26 (остаток 3) Остаток во внимание не принимается. Затем необходимо вычесть из 11 августа полученное частное 26. 11 августа = 223-й день простого года, в) 223 - 26 = 197 197-м днем Юлианского года является 16 июля.Таким образом 1 Навасарда 1995 года придется на 16 июля по Юлианскому календарю.
НЕПОДВИЖНЫЙ СВЯЩЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Помимо Древнего переходящего календаря,. армяне пользовались Священным неподвижным календарем, который использовался в I и II кругах Хайка. Священный календарь был религиозным календарем предков, на основе которого определялись дни языческих празднеств. По Священному календарю Новый год наступал в день весеннего равноденствия, принятого за 1-е число месяца Арег. По дню весеннего равноденствия вычисляи продолжительность года, равную 365 дням 5 часам 48 минутам 46 секундам. Священный календарь был изъят из употребления в 301 году по Р.Хр., когда армянский народ принял христианство. Он был заменен Юлианским календарем, официальным календарем всех христианских общин.
ВЕЛИКОЕ АРМЯНСКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ (552 ГОД ПО P.Хр.)
С I века по Р.Хр. Восточные Церкви праздновали Пасху Христову неизменно в 14-й день луны месяца Нисан, Западные же Церкви - в воскресенье, следующее за этим днем. Эти разногласия побудили вынести на» 1 Вселенский Собор в Никее вопрос о единовременном праздновании Пасхи всем христианским миром. Собор постановил праздновать Пасху в воскресенье после полнолуния, которое придется на день весеннего равноденствия, 21 марта, или после него. Таким образом, Пасха должна быть празднуема в один из 35 дней с 22 марта по 25 апреля включительно. -
(* В високосном году после 29 февраля ко всем числам таблицы надо прибавить единицу). Александрийской Церкви поручено было заниматься пасхальными вычислениями и ежегодно оповещать другие Церкви о дне празднования Пасхи. Александрийская Церковь выполняла это поручение с 325 по 351 годы, пока, наконец в 352 году пасхальным вопросом не занялся брат епископа Магноса, Андрей Византийский, составивший 200-летнюю таблицу для вычисления дня празднования Пасхи. Этой таблицей Церковь руководствовалась 200 лет, с 352 по 551 год включительно. С 552 года, когда закончился цикл его вычислений, в вопросе о дне празднования Пасхи возникла путаница и замешательство, продолжавшиеся в течение девяти лет. 29 марта 554 года католикос Нерсес II Багревандеци (548 — 557 гг.) созвал в Двине Собор (II Двинский Собор), обсуждавший пасхальный вопрос. Однако окончательное решение так и не было принято. Подобное замешательство царило во всех Церквах христианского мира. В 561 году на Александрийском Соборе этот вопрос был предметом обсуждения Эаса Александрийского и 36 других ученых календароведов-богословов из других стран*. (* Из 36 календароведов нам известны имена восьми, о которых мы узнали из трудов Анании Ширакаци, Киракоса Гандзакеци и архимандрита Ванакана, а именно: еврея Пенехези, Габриела Ассирийского, араба Хахани, Абдея Эфиопского, Сергия Македонского, греческого философа Евлогия (Евлогоса), Гигана Римского и Андрея Гамрского. От последнего армяне приняли 532-летний пасхальный период Эаса Александрийского). Им была обнародована таблица -532- летнего пасхального цикла, по истечении которого следовало вновь вернуться к началу цикла. В Армении реформа календаря была осуществлена католикосом Мовсесом Егивардеци в 584 году на III Двинском Соборе, в котором участвовали все известные армянские ученые архимандриты того времени, во главе с настоятелем монастыря Глака Сурб Карапет (св.Иоанна Предтечи) Атаиасом Таронеци. На Соборе был принят 532-летний пасхальный цикл Эаса Александрийского и положено начало Великому Армянскому летосчислению, получившего также название Календарного Армянского летосчисления, или Летосчисления Мовсеса (по имени самого католикоса Мовсеса). Первый год Великого Армянского летосчисления соответствует времени с 11 июля 552 года по 10 июля 553 года по Р.Хр. Первый год Армянского летосчисления был приурочен к 552 году, когда закончился 200-летний пасхальный цикл Андрея Византийского. В вышеупомянутый период времени (с 11 июля 552 г. по 10 июля 553 г.) золотое число равнялось 1:
552 : 19 = 29 (остаток 1) Это явилось одной из причин того, что 11 июля 552 года было положено началом Великого Армянского летосчисления и 532-летнего пасхального цикла. ПРАВИЛО 1. Для переложения Великого Армянского летосчисления на летосчисление от Рождества Христова прежде всего необходимо знать дату события. Если событие произошло с I Навасарда по 31 декабря, надо прибавить число 551 к Армянскому летосчислению, если же событие имело место с 1 января по 1 Навасарда, следует прибавить 552. ПРАВИЛО 2. Для переложения летосчисления от Рождества Христова на Великое Армянское летосчисление надо вычесть из летосчисления от Рождества Христова 551 или 550. Так например, согласно Великому Армянскому летосчислению, 1993 год от Р.Хр. = 1442 — 1443 гг. Если событие имело место с 1 января по 1 Навасарда, надо отнять 551, если же — с 1 Навасарда по 31 декабря — 550. Таким образом, пасхальный спор в Армянской Церкви был разрешен на III Двинском Соборе, однако вопрос о неподвижном календаре оставался открытым. Армянский год по-прежнему был подвижным (переходящим). Вопросами реформы календаря занимался католикос Анастас Акореци (661 — 667 гг.), поручивший Анании Ширакаци (610 — 685 гг.) составить для армян непереходящий календарь. По всей вероятности, Анании Ширакаци удалось его составить. Однако после смерти католикоса Анастаса вопрос о переходе на неподвижный календарь был предан забвению. Помимо неподвижного Армянского календаря Анания Ширакаци составил также отдельные календари для каждого года 532-летнего цикла Эаса, основанные на соответствиях Юлианских (римских) и армянских месяцев. Желание католикоса Анастаса перейти на неподвижный календарь осуществилось лишь в 1084 году, благодаря трудам известного ученого вардапета (архимандрита) Ованнеса Саркавага, прозванного Имастасер (Философ). Архимандрит Ованнес Саркаваг назвал Армянское летосчисление Великим, а предложенное им летосчисление — Малым. Разница между ними заключается в том, что Малое Армянское летосчисление было предназначено к употреблению только в течение 532 лет, то есть с 1084 года по 1616 год. Что же касается Великого Армянского летосчисления, то оно, начиная с 552 года, действует постоянно вплоть до наших дней.
МАЛОЕ АРМЯНСКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ (Календарь Ованнеса Саркавага — 1084 г.)
В 1084 году закончился календарный цикл, составленный Ананией Ширакаци по пасхальному кругу Эаса Александрийского. С 11 августа 1084 года архимандрит Ованнес Саркаваг положил начало новому летосчислению, известному как Малое Армянское летосчисление или Летосчисление Айсмавурац (Летосчисление Четьи-Минеи). Архимандрит Саркаваг заложил основы неподвижного Армянского календаря. Вслед за Юлианским, он принял год состоящим из 365 дней и 6 часов и по этой причине три года в гражданском календаре состояли из 365 дней, четвертый же (високосный) из 366 дней. При этом архимандрит Саркаваг не изменил древние Армянские названия месяцев и продолжал употреблять все 13 названий месяцев. 12 месяцев состояли из 30 дней, 13-й же месяц, Авеляц, состоял из 5 дней (в простой год) или 6 дней (в високосный год). За первое число месяца Навасарда архимандрит Саркаваг принял 11 августа, как это и было установлено родоначальником Хайком и и как это имело место во времена св.Переводчиков Саака и Месропа в 427 и 428 годах по Р.Хр., когда закончился второй 1460-летний цикл круга Хайка. Это летосчисление, вошедшее в обиход с 1084 года, принято называть Малым Армянским летосчислением (в отличие от Великого), или Саркавагадир (то есть, установленное архимандритом Саркавагом). Его также именуют летосчислением Айсмавурк', то есть, Четьи-Минеи, поскольку дни памяти святых означены в этой богослужебной книге параллельно числами Армянских и Юлианских месяцев, с тем чтобы показать, что и Армянские и Юлианские числа месяцев восходят к одной системе. При переводе дат с Малого Армянского летосчисления следует иметь ввиду число месяца: если календарная дата с 1 Навасарда (11 августа) до 23 К'ах'оца (31 декабря), то к году, установленному архимандритом Ованнесом Саркавагом, надо прибавить 1083, если же дата заключается между 24 К'ах'оца (1 января) и до конца года — 6/5 Авеляца (10 августа), следует прибавить 1084. Пример I. Чтобы определить дату 1 ори (10 сентября) 120 г по летосчислению Архимандрита Ованнеса Саркавага и найти ее соответствие по летосчислению от Рождества Христова следует: 120+ 1083=1203 Таким образом, 120-ий год по летосчислению архимандрита Ованнеса Саркавага соответствует к) сентября 1203 года по летосчислению от Рождества Христова. Пример 2. Чтобы найти дату 1 Араца (8 января) 190 года по летосчислению архимандрита Ованнеса Саркавага и её соответствие по летосчислению от Рождества Христова необходимо: 190+ 1084= 1274
КАЛЕНДАРЬ Степаноса
В XII веке календаровед Степанос, начиная со II круга таблицы 532-го года составляет «неподвижный календарь» для использования в промежутке с 1084 по 1616 гг. Степанос принимает названия древнеармянских месяцев в их очередном порядке. В каждом из 12 месяцев года было 30 дней, а в последнем месяце, Авеляце, — 5 или 6. Месяц Авеляц имел по 6 дней в високосные годы, повторяющиеся раз в четыре года. 1 Навасарда Степанос переносит на 1 марта. Таким образом, 21 Навасарда совпадает с 21 марта, то есть, днем весеннего равноденствия. Теперь же сравним календарные даты Степаноса с Юлианским календарем: 1 Навасарда совпадает с 1 марта 2 пори " 1 апреля
2 Сапми " 1 мая 3 Тре " 1 июня
3 К'ах'оц " 1 июня 4 Арац " 1 августа 5 Мегекан " 1 сентября
5 Арег 1 октября 6 Агекан 1 ноября
6 Марери " 1 декабря 7 Маргац " 1 января 8 Гротиц 1 февраля 1 Авеляц 24 февраля Календарь Степаноса не получил широкого распространения в его время.
ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ АЗАРИИ (Календарь Азарии Джугаеци — 1616 г.)
В 1616 году, когда закончился второй 532-летний пасхальный цикл, по повелению католикоса Мелхиседека архимандрит Азария Джугаеци установил новое летосчисление, именуемое Малым летосчислением или Летосчислением Азарии. Особенность этого календаря в том, что архимандрит Азария перенес начало года с 11 августа на день весеннего равноденствия, 21 марта, а также отказался от древних Армянских названий месяцев и дал новые:
1. Шамс 4. Наха 7. Т'ира 10. Арам 2. Адам 5. Х'амар 8. Дама 11. Овдан 3. Шбат' 6. Надар 9.Гамира 12. Нирган 13. Авеляц Если сравнить календарные месяцы Азарии с римскими месяцами, то можно установить следующие соответствия:
1 числа
месяца Шамс соответствует 21 марта Шбат' " 20 мая " Наха 19 июня Х'амар 19 июля " Надар " 18 августа " Т'ира " 17 сентября " Дама " 17 октября Гамира 16 ноября Арам 16 декабря " Овдан 15 января Нирпан 14 февраля " Авеляц 16 марта Этимология некоторых названий не установлена, тогда как большинство, очевидно, арабского происхождения. Впоследствии Азария Джугаеци изменил чужеродные названия месяцев на армянские, соответствующие временам года: 1. Цох'абер 4. Птх'авет 7. Птх'акит' 10. Саруцял 2. Тцах'кавет 5. Аротапос 8. Тереват'ап' 11.Гох'машунч 3. Гетаос 6. ГоЬут'юн 9. Дзюнабер 12. Дзюнапал 13. Манишак Однако эти названия месяцев не получили распространения и не вошли в обиход. Летосчисление Азарии было в ходу в Старой Джуге (Джульфе), в Новой Джуге и в армянских колониях в Индии. Как видим, среди армян было принято употребление 532-летних пасхальных циклов в качестве летосчислений. Таким образом, I цикл начинается Великим Армянским летосчислением, II цикл — Малым (Саркавагадир) Армянским летосчислением, III цикл — летосчислением Азарии. Вопросами календаря занимались и другие богословы Армянской Церкви, в их числе духовный предводитель армян Крыма Вартан Кафайеци (XVII век), Вартан Карбеци (XVIII век), Нахапет Русинян (XIX век) и другие. Но их нововведения носили лишь частный характер.
ТОНАЦУЙЦ КАТОЛИКОСА СИМЕОНА ЕРЕВАНЦИ
Тоиацуйц или Типикон Армянской Церкви восходит ко временам святого Григория Просветителя Армении, то есть, к началу IV века. Впоследствии он был упорядочен патриархами-католикосами свв. Сааком Партевом.Гютом и Иоанном Мандакуни в V веке и Нерсесом Благодатным (Шнорали) в XII веке. Последняя по времени реформа была осуществлена католикосом Симеоном в 1774 году, и Армянская Церковь руководствуется им по сей день. Тонацуйц (Типикон) Симеона состоит из двух томов, Первый том начинается с праздника св. Рождества и Богоявления Христова и указует праздники до конца года. (Католикос Симеон началом года полагает 6 января, день Рождества и Богоявления, а последним днем года- 5 января.) В первом томе указаны также все праздники, шараканы (духовные песнопения) и чтения на каждый день, расположенные в порядке принятом Армянской церковью. Второй том Тонацуйца(Типикона) состоит из 36 таблиц, которые озаглавлены 36 ключевыми буквами. Каждый год имеет свою ключевую букву. Определив ключевую букву года ,можно пользоваться тоблицами второго года. По таблицам второго тома находим соответствующий праздник, а затем руководствуемся указаниями первого тома, где подробно приводятся порядок богослужения с соответствующими молитвами и песнопениями. Второй том Тонацуйци (Типикона) есть, таким образом, указатель к первому тому. Тонацуйц (Типикин) составлен католикосом Симеоном по старому стилю, но поскольку день Пасхи и по старому, и по новому стилю приходится на один из воскресных дней между 22 марта и 25 апреля, то Тонацуйц соответствует и дню Пасхи по новому стилю и зависящим от Пасхи праздникам с той лишь разницей, что ключевая буква должна быть определена, соответственно, по новому стилю.
ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Во время понтификата папы Григория ХШ разница, вызванная несовершенством Юлианского календаря, составила уже 10 дней. Это было очевидно, поскольку день весеннего равноденствия, принятый на Вселенском Соборе в Никее за 21 марта, приходился уже на 11 марта. Папа Григорий ХШ созвал собор, на который были приглашены самые известные астрономы Европы того времени во главе с профессором Игнатио Данте (1536-1586 гг.). Собор постановил принять проект календаря, предложенный бывшим профессором медицины и математики универститета Перуджи Луиджи (Алоизий) Лилио (1520-1576 гг.) и опубликованный ещё при его жизни, по инициативе его брата Антонино Лилио. Повелением Григория ХШ после четверга 4 октября 1582 года следовало отбросить накопившиеся с 325 года (то есть, со времени Никейского Собора) десять дней и следующим днём считать пятницу 15 октября. Таким образом, начиная с 1583 года день весеннего равноденствия вновь приходится на 21 марта. С тем чтобы избежать подобной ошибки в будущем, папа Григорий постановил считать високосными только те вековые годы, число которых делится на 400 без остатка. Разница между Юлианским и Григорианским календарями, таким образом, заключается в том, что каждые 400 лет за счёт високосных годов прибавляется не 100 дней (как в Юлианском), а только 97, и в результате календарь почти соответствует астрономическому времени. В то время как Юлианский календарь даёт ошибку в один день каждые 128 лет, Григорианский календарь даёт разницу в один день лишь за 3280 лет. В 1582 году, посчитав Юлианский календарь устаревшим, его стали именовать старым стилем, а Григорианский календарь — новым стилем.
О ПРИНЯТИИ НОВОГО СТИЛЯ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ
Вплоть до 1924 года Армянская Церковь руководствовалась старым стилем. Переход на новый стиль был осуществлен повелением приснопамятного католикоса Геворка V в энциклике за номером 349 от 6 ноября 1923 года. Согласно этому повелению, с 1 января 1924 года календарные вычисления в Армянской Церкви должны были осуществляться на основе нового стиля. В этой связи в энциклике отмечалось: «Принимая во внимание прежде всего, что согласно с астрономическим изменением цикла времен года Новый стиль более точен, чем Старый... и от предстоятелей епархий Армянских в Америке и Европе исходили просьбы, адресованные Нам... принять к употреблению Новый стиль... дабы по Новому стилю праздновать Светлое Воскресение Спасителя нашего со всем христианским миром, подобно тому и Новый год со всеми христианскими Церквами, к вящей славе Церкви Христовой... Мы, Верховный Патриарх-Католикос всех Армян и Глава Святой Армянской Церкви, сей Патриаршей энцикликой постановляем принять к употреблению Новый стиль, начиная с 1924года, и праздновать все Господни и Национальные праздники Церковные по Новому стилю."
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПАСХАЛИЧЕСКОМУ ВОПРОСУ
Его Святейшество Католикос всех Армян Вазген I, принимая во внимание нынешнее положение, когда сестры-Церкви празднуют в разные дни Светлое Воскресение Христово, и в то же время следуя экуменическому духу Армянской Церкви, повелениями от 27 января и 15 марта 1967 года поручил Преосвященным отцам-епископам Згону, Егише и Тирайру всесторонне изучить «вопрос о неподвижном праздновании всеми Церквами Воскресения Христова» . Преосвященные отцы, согласно с повелению Его Святейшества, занялись изучением волнующего весь христианский мир пасхалического вопроса. Его Святейшество представил результаты изучения пасхалического вопроса Совету Епископов, заседавшему в Первопрестольном Святом Эчмиадзине с 27 сентября по 2 октября 1969 года, который обсудил вышеупомянутый вопрос 29 сентября на своём четвертом заседании. С докладом о пасхалическом вопросе выступил Преосвященный Отец епископ Згон Тер-Акопян.
Совет Епископов
единодушно принял следующее постановление: «Когда Христианские
Церкви придут к согласию праздновать Светлое Воскресение Христово
неподвижным образом, Армянская Церковь присоединится к такому решению, Армянский народ и Церковь, реформируя календарь, неизменно подходили к этим преобразованиям с необходимой осторожностью и вдумчивостью. Таким же образом должны осуществляться и все последующие реформы.
* Епископ Згон «Пасхалический вопрос», Бейрут, 1971, с.36 (на арм.). ** «Эчмиадзин», 1969, №10-11, с.24 (на арм.).
|