Отдел
религиозного
образования
и катехизации
Русской
Православной
Церкви
Геворкян
Артур
Рудольфович,
к.
философ, н.
Армянская
Апостольская
Церковь -
древняя Православная
Церковь
В 1964 году в
Оркусе
(Дания) был
принят
меморандум,
свидетельствующий
со стороны
полноты всех
Православных
Церквей, что
Армянская
Апостольская
Церковь
является братской
Православной
Церковью.
Под этим
документом
стоят
подписи представителей
всех
Пра-нославных
Церквей.
После
многолетнего
диалога,
который вели,
Православные
Церкви,
начиная с
окончания
Второй
мировой войны
и до 1964 года,
были
подведены
итоги, и
определено,
что
Армянская
Апостольская
Церковь - это
Православная
Церковь другой
восточной
традиции.
К
сожалению, в
наши дни
приходится
встречаться
с мнением,
распространенным,
увы! даже
среди
богословов,
проявляющих
в данном
случае
вопиющую
безграмотность,
о том, что
Армянская
Апостольская
Церковь
- это церковь
григорианская,
монофизитская
и, как
следствие,
еретическая.
Это не только
недружественно,
но и
провокационно
по отношению
к людям, не
могущим
вникать в тонкости
исторических
и
политических
перипетий, не
разбирающихся
во всех
аспектах богословия.
Это
порождает в
людях
осуждение и
просто
неверное
суждение о
христианах,
ищущих единства
в
православном
мире.
В 1979
году в № 1 и № 2
«Журнала
Московской
Патриархии» была
опубликована
статья В. А.
Никитина «Под
сенью
священного
Арарата», повествующая
об истории
Армянской
Апостольской
Церкви.
Воспользуюсь
для начала
выдержками
из этой статьи.
Армянская
Апостольская
Церковь -
одна из самых
древних восточных
христианских
Церквей,
которая образовалась
как
самостоятельная
национальная
церковь в IV веке по
Рождестве
Христовом и
сохранила
свою
духовную
самобытность
до наших дней.
Первые
христианские
общины в
Армении
возникли еще
в I веке
благодаря
проповедям
святых
апостолов
Фаддея и
Варфоломея. В
301 году при
царе Трдате III и
святом
Григории
Просветителе
христианство
было
провозглашено
государственной
религией
Армении. В
своем
вероиспов'едании
Армянская
Апостольская
Церковь основывается
на Священном
Писании и Священном
Предании,
постановлениях
первых трех
Вселенских
Соборов -
Никейского,
Константинопольского
и Ефесского.
Армянская
Церковь
признает все
семь таинств,
посредством
которых
действует
благодать
Божия, верит
в молитвы за
умерших и
призывание
помощи
святых. В
христологическом
вопросе
Армянская Апостольская
Церковь, не
участвовавшая
в IV
Вселенском
(Халкидонском)
Соборе,
придерживается
вместе
с другими
древними
восточными
православными
Церквями
-Коптской,
Сирийской, Малабарской
и Эфиопской -
формулировки
Ефесского,
то есть III
Вселенского,
Собора,
выраженной
святым Кириллом
Александрийским,
который в
своих богословских
трудах «О воплощении
Единородного»
и других
раскрывал
учение о
Христе.
Дружественные
отношения
Русской
Православной
Церкви и Армянской
Апостольской
Православной
Церкви
скреплены
исторической
общностью
и братской
близостью
русского и
армянского
народов. И Армянская
и Русская
Православная
Церковь -
суть дома
непрестанно
созидаемые в
молитве
верой, надеждой
и любовью
последователей
Христовых, добрых
делателей
единого
Божественного
здания, -
здания
спасения
всех людей.
Камень нашей
веры -
Господь
Иисус
Христос (ср. 1
Кор. 10, 4) - неущербно
лежит в
основании
обеих наших Церквей.
Армянский
язык
сохранил и донес
до наших дней
наименования
населенных
пунктов в
районе
Арарата, этимология
которых
напоминает о
пребывании в этих
местах
праотца Ноя.
И неслучайно
в гербе Армении
вместе с
Араратом -
священной
горой - изображены
виноградная
лоза и
пшеничные колосья,
которые не
только
извечно
символизируют
мир и
процветание,
но и
символизируют
Самого
Спасителя.
Эчмиадзинский
кафедральный
собор был основан
в 301 году на
месте, где, по
преданию,
сошел с небес
и ударил о
землю
огненным
молотом сам
Господь
Иисус
Христос, единородный
Сын Божий,
явившийся в
видении
святому
Григорию
Просветителю,
чтобы
указать
место для
строительства
храма. Отсюда
и название
храма -
Эчмиадзин, что
в переводе
с армянского
означает
«место сошествия
Единородного».
Сегодня
Святой
Эчмиадзин,
или Сурб
Эчмиадзин
по-армянски, -
это духовный
центр
Армянской
Апостольской
Православной
Церкви,
резиденция
се
предстоятеля.
Здесь же
находятся
духовные
академия и семинария.
Особым
почитанием
пользуется
армянский алфавит.
В древности армяне
пользовались
клинописными
знаками,
похожими на
иероглифы. Затем
вошло в
употребление
зенское
письмо,
позднее -
древнегреческое
и
сирийское.
Впоследствии
армяне
обрели собственную
азбуку,
известную
под
названием
Даниловская,
состоящую из
22 букв. Еще 14
букв
армянского
алфавита
были чудесно
дарованы в 406-м,
по другим данным
в 392 году
святому
вардапету
Месропу Маштоцу.
Всю свою
многовековую
историю
братский армянский
христолюбивый
народ
проливал
кровь за
идеалы святого
Православия.
Вплоть до вхождения
в состав
России армянский
народ жил под
постоянной
угрозой
насильственной
ассимиляции
и физического
уничтожения
со стороны
агрессоров
соседних
стран. На
протяжении
столетий
Армения оставалась
ареной
походов и
битв,
подвергаясь жестоким
нашествиям
гуннов и
монголов,
опустошительным
вторжениям
арабов,
персов и турок.
Об этом писал
народный
поэт Армении
Аветик
Исаакян:
В
уединеньи
келлий
темных В
глухих
стенах монастырей
Историки,
от скорби
сгорбясь,
Перед лампадою
своей, Без
сна, ночами,
запивая
Заплесневевший
хлеб водой, Записывали
ход событий
На свиток
желтый и сухой.
Нашествие
орды
кровавой,
Несчастья гибельной
войны, Врагов
жестокую
расправу,
Крушение
родной
страны,
Оплакивали
Айастана
Жестокосердную
судьбу И
уповали неустанно,
Что Бог
услышит их
мольбу.
И
Господь
услышал
мольбу
армянского
народа. В 1827 г.
большая часть
Восточной
Армении
вошла в
состав России.
Этот процесс
окончательно
завершился в
1877 году с
присоединением
к России
Карсской
области.
Армянский народ
и Армянская
Апостольская
Церковь обрели
долгожданный
и
спасительный
мир. Западная
Армения осталась
в составе
Турции.
Следует
отметить
несколько
важных моментов.
Армян
упрекают, что
армянская
церковная
делегация не
явилась на
Халкидонский
Собор. Но
дело тут не в
религиозных
разногласиях
с греческой
Церковью. В
то время
восставшая
Армения,
находившаяся
под
иноверным
гнетом зо-роастрийского
Ирана, вела
неравные бои
с многократно
превосходящими
персидскими
войсками, и
именно в силу
данного
обстоятельства
Армянская
Церковь не
смогла
прислать
своих
представителей
на Собор Что
же касается
тех
трагических разногласий,
которые
появились
между
армянской и
греческой
Церквями, то
они относятся
уже не к
периоду
Халкидонского
Собора, а ко II
Двинскому
Собору 554 года
и имеют в
своем основании
исключительно
политическую
подоплеку, на
которой
сейчас нет
смысла останавливаться.
Но вот
что
интересно,
если
послушать
греческую и
армянскую
церковную
музыку, то
поражаешься,
насколько
они похожи.
Воистину это
единый
византийский
стиль. Что
еще может больше
сказать о духовном
родстве, как
не церковное
песнопение,
что еще может
так выразить
нашу
общность -
историческую,
духовную,
религиозную
в том числе?!
Это
свидетельствует
о том, что в
духовном
отношении мы
едины, мы
составляем
единую,
великую
семью византийских
народов. Мы
часть той
самой
византийской
культуры,
которая в
потенциале
обладает гигантскими
возможностями
не только духовного,
но, что
актуально
для нашего
времени, и
материального
созидания.
И далеко
не случайно,
может быть и
с мистической
точки зрения,
что
большевистский
геноцид,
наряду с
русским
народом, затронул
и два других
народа -
носителей
византийской
традиции -
греков и
армян. Что
касается
трагедии
Арцаха
(Карабаха), то
она началась
со сговора
пантюркизма
с
большевизмом,
когда по так
называемому
Карсскому
мирному
договору 1921 г. 62 000
км2
Восточной
Армении,
изначально
«ходившей в
состав
России, а
потом
составлявшие
основу
независимой
Республики
Армения, в
одночасье, по
мановению
московских
большевиков,
превратились
в 29 000 км2, из
коих
Карсская
область и Сурма-линский
уезд перешли
к Турции, а
Карабах и
Нахичивань- к
Азербайджану.
Тогда же
большевики,
решив
«армянский
вопрос»,
перешли к
решению
«греческого вопроса»:
отряды
Красной
армии под
предводительством
«легендарного»
Фрунзе,
выполняя
свой
«интернациональный
долг» перед
«турецкими
трудящимися»,
уничтожали,
совместно с
турецкой
армией,
греческое
население
Восточной
Греции -
Понта и
Кап-иодокии,
в результате
чего было
уничтожено
более 800 тысяч
греков. Для
маленького
греческого
народа это колоссальная
цифра. Как
видите, эта
антиармянская
и антигреческая
политика
уходит
вглубь
воинствующей
антивизантийской
политики
большевизма.
Придя к
власти,
большевики
решили расправиться
с тем, что
составляло
суть прежней
России,
наследницы
Византии.
В 60-х годах
XIX столетия
писатель и
публицист К.
Н. Леонтьев сказал
пророческие
слова, смысл
которых до нас
доходит
только сегодня:
«Россия
сильна не
своими
этнически-славянскими
и даже не национально-русскими
началами, а
привнесенными
византийскими.
И достаточно
отказаться
от них - она
просто
рухнет». Я
понимаю, что в
конце 1880-х
годов это
могло
казаться
неверием в
русский
народ и даже
интерпретировано
антирусским
образом. Но
история XX века,
катастрофы,
постигшие
русский
народ на
протяжении
всего лишь
одного столетия,
доказали
правоту
этого
гениального
мыслителя в
том, что
именно византизм
является
основой
основ России.
Сегодня
мы
обеспокоены
судьбой
России не случайно,
потому что,
если
погибнет
Россия -
погибнет и
весь
византийский
мир. То есть тот
мир, который
далеко не
исчерпал
свои
потенциальные
возможности, который
в состоянии
демонстрировать
миру свою
культуру, где
при всем
многообразии
культурно-исторических
типов нет никакого
тотального
давления
одного из них
над другим,
ибо только
через
визан-тизм
человечество
приобретет,
наконец, тот
Божественный
вид, который
ему
изначально
был дарован
Господом.
К
сожалению, на
пути нашего
византийского
единения,
нашего православного
единения
стоит группа
псевдофундаменталистов,
вбивающих
клин между
православными
и восточноправославными
Церквами.
Можно и
необходимо с
уважением
относиться к
православному
фундаментализму,
но
псевдофундаменталисты,
на словах
выступая против
экуменизма,
на самом деле
приводят к разобщению
православный
мир, что
способствует
процессу
экуменизации,
в том смысле,
что эти люди
сознательно
или
несознательно
способствуют
окатоличиванию
православного
мира. Особое
сожаление
вызывает
безграмотность
и нежелание
понимать
суть
происходящих
процессов
некоторыми
пастырями и
клириками
Русской
Православной
Церкви,
людьми
уважаемыми и
православном
мире, но,
по-видимому,
мало
осведомленными
в вопросах богословия
восточного
Православия.
Их упорное
стремление
называть
Армянскую
Апостольскую
Церковь
еретической
и монофизитской
выглядит
просто
провокационно.
Необходимо
стремиться к
налаживанию диалога,
способствующего
единению
православного
мира, а не
препятствовать
своими
высказываниями
желанию услышать
друг друга.
Не видеть
разницы между
признанием
во Христе
одной воли -
человеческой
или
Божественной
- как признают
монофизиты, и
исповеданием
во Христе
двух
равноправных
воль,
гармонично
слитых
воедино, как
веруют чада
Армянской
Апостольской
Церкви и
других
восточноправо-славных
Церквей, можно
только при
нежелании
видеть эту
разницу.
Вопрос
взаимоотношений
православных
и
восточноправославных
Церквей
должен быть
выведен за
пределы экуменизма
и
рассматриваться
как
внутриправославный
диалог.
Православная
Церковь и
культура,
Материалы
секции XIII
Международных
Рождественских
образовательных
чтений. Москва,
2005.