Комплексы наскальных рисунков, обнаруженных на
территории Армянского нагорья и в самой Армении, отличаются друг от
друга почти в той же степени и в несколько в меньшем масштабе,
"диапазоне" в какой отличаются сами языковые диалекты армян, проживающих
в различных местностях и регионах Армении, а также диапазоны их
психических особенностей.
Примитивы языка наскального творчества (основные графические знаки и
символы) общедоступны. Они инвариантны и не зависят от времени, системы
географических и природных координат. Например, точка воспринимается
всеми как точка, крест как крест, треугольник как треугольник, круг как
круг, квадрат как квадрат. Многие народы освоили и с успехом развили
этот язык. Языковые же символы общепринятые и, стало быть, общепонятные
для народов в основном действуют только в границах данной этнической
группы, в определенных географических и временных пространствах.
Графический образ, рисунок, символ, знак, будучи зафиксирован на камне,
начинает уже существовать самостоятельно, словно "отчуждаясь" от своего
творца. Все системы языковых знаков-символов обладает этим свойством
независимости, автономности.
Именно графический язык, язык петроглифов, наскальных рисунков,
идеограмм и иероглифов позволил человеку осуществить плавный,
гармоничный и эффективный переход (по принципу наименьшего действия) от
Действительности 1 к Действительности 2, легче и проще анализировать
создаваемые в рамках Действительности 2 построения относительно
объективного, реального, либо воображаемого процесса, взвешивать все
"за" и "против", сомневаться в истинности задуманного, проектировать и
развивать структуры логических конструкций, выбирать наиболее приемлемые
решения и их тиражировать. И всем этим человек и язык человеческий
обязаны свойствам графического языка, в том числе, симультанности,
инвари¬ант¬ности, рефлективности, непрерывности, целостности и др.
В истории письменности важнейшее место занимают иероглифы или иначе
символы (название “идеограмма” возникло от греческих слов мысль и пишу).
Иероглифы обычно считаются начальной ступенью развития письменности,
стоящей на низком уровне развития, поскольку ими выражаются не звуки или
слоги, а целостное слово или его части, которые естественно, не
подчиняются законом грамматики, расшифровке, и при правильном чтении
создают серьезные затруднения и сложности. Этот вид письменности
использовали древние египтяне, шумеры и китайцы. Иероглифы встречаются
также у древних народов, имеющих знакомство с древнейшей письменностью,
в том числе и у армян.
В армянских рукописях, особенно естественнонаучного содержания, широко
применялись иероглифы. Число дошедших до нас армянских рукописей
составляет около 25000. Крупнейшее собрание рукописей хранится в
Научно-исследовательском институте древних рукописей (Матенадаране) -
10500 манускриптов. В это число не входят рукописи на других языках,
фрагменты и документы. Рукописные собрания имеются также в Библиотеке
армянского патриаршества в Иерусалиме, в библиотеках научной конгрегации
мхитаристов в Вене и Венеции, в армянской церкви Всеспаса в Н. Джульфе,
в Британском музее, Ватиканской библиотеке, Парижской национальной
библиотеке, в ленинградских хранилищах (Государственная Публичная
библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Институт востоковедения и др.),
в Институте рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии и т. д.
Дошедшие до нас рукописи являют собой части некогда существовавших
больших библиотек. Армянские рукописи разделили тяжкую судьбу создавшего
их народа; периодически вторгавшиеся в Армению иноземные захватчики
уносили их в качестве добычи, зачастую уничтожали. Писатель ХIII в.
Степанос Орбелян рассказывает, как сельджуки, занявшие в 1170 г. Сюник,
уничтожили библиотеку Татевского монастыря, где хранилось до 10 000
рукописных книг. Из армянских рукописей, содержащих символы, дошедших до
нас самый старый 1564г. Эти символы имеют достаточно развитую форму и
специалисты их происхождение датируют 14-ым веком. В армяноведении
иероглифами начали интересоваться еще в середине 18 века. Первым на
иероглифы обратил внимание Мхитар Себастианский, который в своем труде
“Грамматика грабара айказского рода” (Венеция, 1730г.) опубликовал 46
иероглифов.
Почти все понятия, связанные со вселенной - небо, земля, солнце, луна,
созвездия, планеты - в армянских рукописях обозначаются иероглифами.
Иероглифами обозначаются также предметы, относящиеся к ремесленному
производству - золото, серебро, свинец, железо и пр. В ХIII в.
грамматики составили смешанные списки аббревиатур и иероглифов.
Изучением этих иероглифов занимался ряд ученых. Некоторые из них
высказали предположение, что эти иероглифы суть древние армянские
письмена, которые механически проникли в армянское письмо, созданное в
406 г. Абрамян А. Г. собрал около 800 иероглифических знаков из более,
чем 50 рукописей Матенадарана с соответствующей ссылкой на эти рукописи.
Им была предпринята попытка выяснить источники армянских иероглифических
знаков. С этой целью он сравнил армянские иероглифы с хеттскими,
египетскими, мидийскими, индийскими иероглифами из Мохенджо-Даро.
Абрамян А. Г. выявил, что армянские иероглифы обладают удивительным
сходством особенно с индийскими иероглифами. Кстати среди армянских
иероглифов встречаются также знаки, которые похожи на иероглифы,
употребляемые в греческой и латинской письменности.
Однако за тысячи лет до создания иероглифов существовали наскальные
рисунки, которые могли служить богатым источником, словарем для
создателей армянских иероглифов. Если принять идею, что создатели этих
иероглифов были знакомы с наскальными рисунками, что невозможно
отрицать, то они могли в течении долгих лет использовать их, и в таком
случае они должны совпадать по смыслу. В основе сравнительного анализа
наскальных рисунков и иероглифов проведенного авторами под руководством
профессора Ваганяна Г. легли наскальные рисунки горных районов
современной территории Армении (Гегамские горы, Сюникские, Варденисские
и Джермаджур). В исследованиях использованы около 1300 наскальных
рисунков и 800 иероглифов, в том числе армянские, египетские, индийские,
хеттские иероглифы. Выявлено сходство более чем 150 фрагментов и
графических образов из армянских наскальных рисунков и петроглифов с
армянскими, а также с египетскими, индийскими и хеттскими иероглифами и
идеограммами.
На основных страницах веб сайта в Интернете (http://www.iatp.am,,
разработанного по проекту IATP/IREX, представлены некоторые наскальные
рисунки, фрагменты изображений которых, несомненно имеют сходство с
иероглифами. Этот проект наглядно иллюстрирует выводы авторов о том, что
армянские наскальные рисунки являлись первоисточником для создания не
только армянских, но и египетских, индийских и хеттских иероглифов.
Ваганян Г., Блеян В., Кочарян Л.
Назад
|