Сегодня стало достаточно
очевидно, что одной невидимой руки рынка совершенно недостаточно для
организации экономической жизни. Все чаще и чаще обсуждается вопрос о
том, что в сфере хозяйствования необходим возврат к этическим началам.
Без этических норм в экономической жизни слишком возрастают
трансакционные издержки при исполнении договоров, пропадает то доверие,
которое необходимо в социально-экономических отношениях. Благополучие
нации, как и ее способность к конкуренции, обусловлены уровнем доверия,
присущим данному обществу.
Именно в русле этой работы сегодня огромное количество экономических
субъектов принялось строить т.н. "сети доверия", которые так нужны для
успешной конкурентной борьбы.
Не вызывает сомнения тот факт, что основой экономики является капитал.
Поэтому тип капитала определяет и тип экономики. При этом вся история
экономического развития показывает, что для каждой исторической эпохи
характерен свой особый тип капитала, который в определенной степени
зависит от какой-то одной культурно-религиозной традиции. Так,
необходимость финансовых операций для развития торговли и иудейская
этика, позволяющая взимать проценты с иноверцев за пользование деньгами,
привели к возникновению иудейского процентного капитала.
Индустриальная эпоха потребовала нового типа капитала. Протестантская
этика дала этому типу определенные религиозные основания. В результате
возник промышленный протестантский капитал. При этом новый тип капитала
не отверг окончательно предыдущий, а сумел своеобразно его преобразовать
и с помощью института банков вовлечь в индустриальную экономику.
Сегодня мы стали свидетелями зарождения нового капитала
постиндустриализма, который тоже должен отличаться от индустриального и
по форме и по содержанию.
Сторонники этической экономики, развиваемой сегодня на Западе,
склоняются к мысли о том, что в экономику должна вернуться этика
христианства или скорее даже протестантизма. Но есть и другие точки
зрения. Например, приверженцы ислама утверждают, что этические принципы
именно этой религии должны лечь в основу новых способов использования
капитала.
Являясь, в целом, религией, ориентированной на мирской успех, ислам
позволяет точно так же, как в свое время протестантизм, сорганизовать
значительные массы населения на финансово-экономическую борьбу против
прошлых традиционных иудейской и протестантской форм капиталов. Для
религиозных мусульман представляется невозможным вложение денег в
традиционный западный банк. Коран запрещает ссуды под проценты. Под этот
запрет даже подведена соответствующая теория. Но известно, что задолго
до ислама такой же запрет взимать проценты был сформулирован в
христианстве. Почему же христианские страны игнорируют его?
Так, мусульманские ученые, ссылаясь на тот факт, что на пенни,
положенное в банк под 4 % годовых в год Рождества Христова в 1750 году
можно было бы купить золотой шар весом с Землю, делают вывод о том, что
в длительной перспективе выплата процентов как математически, так и
практически невозможна, что доказывает порочность ссудного процента.
Однако ислам запрещает и омертвление капитала. Имеющимся богатством
нужно пользоваться рачительно для повышения общего благосостояния.
Поэтому исламские банки ориентированы не на рафинированные финансовые
операции в западном понимании, а на долевое участие.
Исламская форма организации бизнеса предполагает совместное партнерство,
например, банка и предпринимателя. При этом банк заранее не может
сказать, какую прибыль от проекта он получит, т.к. это будет зависеть от
того, как этот банк будет осуществлять, в том числе, и определенную
часть менеджерских функций проекта.
Такой подход к банковскому финансированию, очевидно, заставляет банки
идти в реальный сектор экономики, финансировать и, в определенной
степени, руководить проектами реального сектора.
С другой стороны, ислам запрещает фондовые спекуляции, как операции, не
приносящие никакой отдачи в реальном секторе, т.е. не увеличивающие
общественные богатства. Вложения мусульманина в акции рассматривается
лишь в ключе совместного участия в бизнесе, а не как вложения в
финансовые инструменты. Поэтому, ислам запрещает, например, короткие
продажи, являющиеся основным способом спекулятивной игры.
Мусульманские ученые-экономисты видят главную цель исламской
политэкономической системы в достижении социальной справедливости,
которую они трактуют, прежде всего, как гарантию равного распределения.
В качестве базовой установки для своих теорий они принимают два основных
тезиса, взятых из Корана – это обязательная уплата "закята", как
добровольного "очистительного" взноса в пользу бедных и запрет на
процентные операции или "риба".
В современной глобальной экономике государства, придерживающиеся
исламских способов ведения хозяйства, получают все большие преимущества.
Это связано, в первую очередь, с тем, что налогообложение бизнеса в
исламских странах минимально и, например, основной налог – "закят"
составляет не более 5 %. А основная конкуренция между государствами в
современных условиях происходит именно на поле налогообложения. Все чаще
крупные бизнесмены меняют страну проживания, страну регистрации своей
компании, мотивируя это непомерными налогами. Как пишет М. Альбер в
книге "Капитализм против капитализма", в этой налоговой конкуренции
рейнская социально-ориентированная модель капитализма сегодня
проигрывает радикальной англо-саксонской модели США.
Однако совершенно очевидно, что сама эта англо-саксонская модель не
выдержит конкуренции со столь малым налогообложением, которое предлагают
исламские страны.
Итак, какие религиозно-этические основания лягут в основу
постиндустриального капитала – вопрос на сегодня открытый.
Назад
|