XX век вошел в историю
армянского народа как эпоха, которую можно охарактеризовать лишь с
применением слова "самый": самый разрушительный, самый кровопролитный, и
в то же время самый созидательный, век наибольших побед. В течение всего
лишь одного столетия целый народ оказался на грани физического
уничтожения, но в то же время сумел дважды создать независимую
государственность.
Стремительные процессы, присущие веку XX, продолжаются и в наши дни.
Можно однозначно утверждать, что в плане экономических, политических и
идеологических изменений XXIв. будет временем более ускоренного
движения. Для того, чтобы противостоять всему этому, нужно правильно
понимать процессы, протекающие и касающиеся нас. Исходя из этого,
необходимо сформировать стратегию развития армянской государственности.
Любая ошибка или неточный расчет могут привести к новым потерям и
поставить Армению перед лицом новых испытаний.
В XXI в. мы входим с международно признанной государственностью в стране
на территории почти 30 тыс. кв. км и с 12 тыс. кв. км (НКР и
освобожденные районы) непризнанного мировым сообществом второго
армянского государственного образования - Нагорно-Карабахской
Республики. Фактически на оставшихся от исторической Великой Армении 42
тыс. кв. км создана государственная, политическая, культурная общность,
которая может быть благоприятной для развития армянского этноса. Это
историческая действительность, исходя из которой попытаемся понять и
построить будущее страны.
Географически расположенная в восточных районах Малой Азии Армения
всегда находилась в центре внимания великих держав. Контроль над этой
территорией имел большое значение для народов, осуществляющих экспансию
как из Европы в Азию, так и в обратном направлении.
Можно однозначно утверждать, что этого значения наш регион, к сожалению,
не утратил и по сей день. Проявляемый другими странами и в особенности
великими державами интерес оказал влияние как на армянский народ, так и
на другие народы региона, а также на историю их взаимоотношений друг с
другом.
Закономерности развития региона
На протяжении последних 2500 лет Южный Кавказ всегда в той или иной
степени находился под влиянием различных держав. Проживающие в регионе
этнические группы в своей политике вынуждены были учитывать их силу и
интересы. Фактически создалась ситуация, когда внешние политические силы
диктовали весь процесс регионального развития и от степени их влияния
зависели взаимоотношения населяющих Южный Кавказ этнических групп.
Подобная историческая закономерность вела к тому, что во многих случаях
ослабление влияния внешних сил приводило к локальным столкновениям и
войнам. Сегодня же перед нами стоит проблема создания качественно новых
отношений с непосредственными соседями, чему на протяжении веков
препятствовала региональная политика сверхдержав.
Начиная с Римской империи и заканчивая Советским Союзом, населяющие
регион народы и создаваемые ими государственные единицы (царства,
ханства, меликства или республики) в своих взаимоотношениях вынуждены
были учитывать интересы и пожелания одной или нескольких держав, имеющих
влияние в регионе. Подобное положение дел вынуждало народы региона во
многих случаях приспосабливать свои интересы к интересам сверхдержав.
Большинство конфликтов и войн в регионе разжигалось извне, со стороны
сверхдержав, стремившихся таким путем усилить свое влияние. Однако
парадоксальным образом установление мира в регионе и предотвращение войн
также принуждались сверхдержавами. И когда вследствие упорной борьбы
между ними той или иной стране (или странам) удавалось навязать свое
влияние народам и государствам Южного Кавказа, то именно эта держава
вынуждена была прекращать войны и замораживать существующие конфликты.
Мы имеем дело с ситуацией, в которой имеющиеся в регионе противоречия и
конфликты на протяжении веков не находят разрешения ни путем мирных
переговоров, ни войн. Подобные условия очень выгодны странам, считающим
Южный Кавказ территорией, имеющей для них жизненное значение.
Следовательно, мы зависим от желаний и политического влияния
сверхдержав, а война и мир в нашем регионе начинаются и заканчиваются
параллельно снижению или росту их политического влияния.
Степень влияния сверхдержав
Последней сверхдержавой, господствовавшей в регионе, был Советский Союз.
Ослабление политического влияния и распад СССР привели к Карабахскому
конфликту. В условиях отсутствия советской "сильной руки" копившиеся
годами вопросы и межнациональные проблемы вырвались наружу, вызвав
локальные войны.
Распад сверхдержавы создал в регионе политический вакуум, который в тот
период не спешили заполнить ни США, ни Евросоюз. Начавшиеся войны (и
карабахская в том числе) завершились не только в силу их военных
результатов, но также из-за сильного внешнеполитического давления
государств, занятых поиском своих интересов в регионе. Таким образом, и
в этот период развития региона повторилась закономерность, согласно
которой внешнеолитическое влияние приводит к войне или миру на Южном
Кавказе.
Одной из причин установившегося в регионе мира является то, что
борющиеся здесь за влияние страны пришли к определенному взаимному
согласию и начало новых военных действий не выгодно ни одной из сторон.
Это означает, что мир или война на Южном Кавказе напрямую зависят от
мировых политических процессов. Фактически можно утверждать, что любое
изменение в мире, геополитический кризис либо распад одной из держав,
обладающих влиянием в регионе, - все это способно привести к новым
войнам. Значит, заключенные между государствами Южного Кавказа мирные
договоры, которые по сути должны утверждаться либо сверхдержавами, либо
контролируемыми ими международными организациями, перестают действовать,
когда эти государства или одно из них, пусть и временно, но покидают
мировую политическую сцену.
Меняется баланс политического влияния в регионе, чем могут
воспользоваться недовольные этими договорами государства или этнические
группы, попытавшись решить вопросы военным путем. Понятно, что все это
может привести к новым столкновениям и войнам. Таким образом, любой
договор, который когда-либо будет заключен относительно имеющихся в
регионе конфликтов, по сути будет носить временный характер и,
следовательно, велика вероятность его нарушения.
Принцип одной столицы
Как уже было отмечено, последним государством, господствовавшим в
регионе, был СССР. И если в то время необходимо было иметь дело только с
Москвой, то сегодня к ней прибавились Вашингтон и Брюссель. Поддержание
отношений сразу с тремя столицами в таком сложном регионе, как наш,
требует больших ресурсов и работы. В период, когда судьбы Закавказья
решались в столице СССР, необходимости в этом не было. Однако
преимущество работы сразу с тремя центрами заключается в том, что
принятое в одной из столиц неблагоприятное решение можно нейтрализовать
работой в других странах.
Другой положительный фактор заключается в том, что уход из Южного
Кавказа одной из стран, хорошо знакомой с региональными проблемами,
позволит двум другим державам быстро восполнить создавшийся политический
вакуум. Это в свою очередь позволит избежать углубления кризиса и
возможного военного столкновения. А как мы помним, именно политический
вакуум, создавшийся в регионе сразу после распада СССР, и не позволит
избежать войны. Таким образом, присутствие в регионе трех центров, с
одной стороны, позволяет избежать неблагоприятных решений, но с другой,
мешает достичь более или менее серьезного прогресса в переговорах по
урегулированию имеющихся конфликтов. В свою очередь все три столицы,
находясь в состоянии острой конкуренции, лишены возможности навязать
странам Южного Кавказа какое-либо решение, т. е. сделать то, на что в
прошлом способен был СССР.
Послесловие
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что переговоры по
имеющимся в нашем регионе конфликтам, вне зависимости от их результатов,
не могут считаться окончательными, так как в условиях геополитических
изменений велика вероятность их нарушения.
Обратившись к истории человечества, можно заметить, что распад империй и
сверхдержав и их уход с политической сцены является естественной
исторической закономерностью. Ее не смогли избежать ни Римская империя,
ни СССР, не избежать ее и США. Для понимания роли и места Армении в
происходящих на Южном Кавказе процессах и формирования соответствующей
стратегии необходимо учитывать данную закономерность исторического
развития, на протяжении веков преследовавшую наш регион. Следовательно,
нужно хорошо помнить: история человечества не знает, что такое 100 лет
мира, но зато имеется опыт 100 лет войны.
Армен МАНВЕЛЯН (Голос Армении)
Назад
|