АФОРИЗМЫ ВЫПУСКА
«Мудро…чтобы каждый примкнул к тому вероисповеданию, которое ему представляется убедительным, и в нем искал бы успокоения для своей души». «Какое же безумие добиваться того, чтобы все люди, против своей воли, держались одних и тех же убеждений!». «Мудр император, предоставляя свободу выбора убеждений, так чтобы людей не привлекали к ответственности за наименование и форму их религии». (Фемистий, византийский «политолог» IV века). «...Только тот, кто соединяет свои интересы с благом подданных, кто готов страдать, чтобы оградить их от страданий, кто подвергает себя опасности, лишь бы только они жили в мире и безопасности, кто бодрствует днем и ночью, чтобы им не было причинено никакого вреда, тот – пастух для овец, государь для людей». «…Царь подчиняет свой нрав закону, для тирана же собственный нрав служит законом». (Синесий, византийский «политолог» V века). «Царь только тогда может считать себя в безопасности, когда он управляет по воле согласившихся добровольно ему подчиняться людей». «Слишком большое богатство такое же зло, как и крайняя бедность». (Агапит, византийский «политолог» VI века). «Если необходимо судить о том, что справедливо и что несправедливо и исходить при этом из поступков по отношению к ближним, то для человека нет ничего дороже жизни». «Бог, далеко провидя будущее, по своему усмотрению определяет, как идти делам; люди же, совершают ли они ошибки или должным образом всё обдумывают, не знают, когда что-либо случается, ошиблись ли они или поступили правильно; они делают это для того, чтобы открыть путь судьбе ведущей к тому, что было предрешено ранее». «…Сохранность богатств покоится на прочном расположении подданных…». «…Хотя они (варвары – У.А.) получают…деньги…тем не менее они совершают набеги…Ибо нет никакого иного средства заставить любых варваров хранить верность римлянам, кроме страха перед военной силой». «…Обладая Лазикой и двигаясь из неё можно совершить набеги и посуху, и по морю на местности, расположенные у так называемого Понта Эвксинского, покорить Каппадокию и соседствующие с ней Галатию и Вифинию и затем… внезапным набегом захватить Византий» «В сравнении же с лазами отличие их образа мыслей и жизни особенно ощутимо, поскольку лазы более всех других людей преданы христианству, в то время как религия персов прямо противоположна их вере. Кроме того, в Лазике совсем нет соли, равно как и хлеба, вина и других земных благ». «Река Воа вытекает из пределов армян, живущих около Фарангия, недалеко от пределов цанов. Сначала она довольно долго течёт направо, будучи неширокой и для кого угодно легко преодолимой, вплоть до того места, где по правую сторону находятся границы Ивирии, а прямо – заканчивается Кавказский хребет. Тут живёт много различных племён, в том числе аланы и авасги, являющиеся христианами и издревле находящиеся в дружбе с римлянами, затем зихи, а за ними гунны, которые называются савирами» «Производить насилие и кормиться за чужой счёт даже при других обстоятельствах считается дурным поступком, поскольку в этом заключено нечто несправедливое». (Прокопий Кесарийский, византийский «политолог» и «геополитик» VI века). «Только у животных власть устанавливается «по природе», тогда как власть над людьми существует не в силу естественного порядка, но в силу свободного решения или «по взаимному соглашению людей»». (Иоанн Филопон, византийский «политолог» VI века). «Власть не должна быть орудием в руках высших сословий, ибо на ней лежит важная социальная задача – содействовать равномерному распределению материальных благ между общественными классами». (Из речи византийского императора Юстина II к Тиверию). «Справедливость» – это свойство закона «воздавать каждому равное и не стремиться ни к чему иному»; «человеколюбие» – это его же свойство испытывать сострадание и освобождать испытывающих нужду от трудностей. Правительство же ставит себе задачей «обеспечить подданным все, в чем они нуждаются, устранить нужду и вообще прийти им на помощь». (Из новеллы византийского императора Тиверия от 575 года). ««Лучшие люди» (представители господствующего класса), которые назначены на административные должности, должны не замыкаться в кругу своих классовых интересов, а работать на общее благо и играть в государстве ту же роль, которую на рынке играют агораномы и торговые инспекторы – «эпопты». Держась на почве закона и справедливости, они должны защищать народ и не позволять «сильным» действовать в ущерб закону». (Неизвестный византийский автор трактата VI в. «О политической науке»). «Всякая ли власть поставлена от Бога?». «Всё ли зло, которое нам делают другие народы, всякое угнетение и все насилие можно объяснить велением Божьим и, следовательно, можно оправдать?». «В чем различие между законом и повелением?. Закон имеет общее применение, а повеление относится к частному случаю». (Анастасий Синаит, византийский «политолог» VI-VII вв.) «Держи в узде разума произвол своей власти, с помощью философии, как рулем, управляй кораблем своей империи (своего государства). Высокое и возвышенное дело – императорская власть (президентская власть); обладающему ею она дает возможность сильно выдаваться и делаться гордым в мыслях своих. Бойся думать, что ты превосходишь всех умом, если судьбою и счастьем ты поставлен выше всех. Стремись заслужить не страх, а расположение у своих подданных, льстивым речам предпочитай упреки: они лучший наставник жизни; императорская (президентская) власть не любит наставлений и не хочет принимать руководства собою. Пусть перед твоими глазами вечно находится справедливость, которая по поступкам нашим воздаст нам достойный дар. Будучи любителем мудрости, считай, что эта порфира – дешевая тряпка, которой ты обернут, а драгоценные камни твоего венца ничем но отличаются от камешков, лежащих на берегу моря. Мрачен цвет пурпура, и, мне кажется, царям нужно взять себе за правило быть сдержанным при благополучии, а не сходить с ума от радости, не предаваться гордости из-за этого злосчастного царского одеяния; ведь императорский скипетр говорит не о праве на полную свободу действий, но о праве жить в блестящем рабстве (то есть самоотверженно и до конца защищать интересы народа и государства – У.А.). Пусть кротость управляет твоим гневом, а страх - благоразумием. И для пчел природа назначила правителей и снабдила царя пчел жалом, тем самым как бы привив ему естественную силу, чтобы он имел возможность наказывать всякого, кто не повинуется его законной власти. Но это жало дано царю пчел не для тирании, но скорее на пользу народа и справедливости. Так вот, будем подражать хоть ему, если наш разум не может дать нам лучших указаний. Вот что хотел я сказать… ты будешь иметь ту власть, которая или возвеличит твои доблести, или не-достойные поступки твои отметит позором и презрением». «Ведь следует, чтобы вожди были благоразумнее своих подданных, да и считались такими; чтобы насколько они превосходят их могуществом, настолько же они выдавались и нравственными достоинствами» «Человек должен украшаться не только тем, что дано хорошего ему от природы, но и тем, что он сам нашел и придумал для себя в своей жизни. Он обладает разумом – свойством в некотором отношении божественным и удивительным. Благодаря ему он…(должен) ..видеть проявления собственной своей природы и ясно представлять себе строй и порядок своей жизни». «Благодаря разуму люди обращают свой взор на самих себя, от созерцания внешних явлений направляют на себя свои наблюдения и тем раскрывают тайны своего сотворения». «Много хорошего, как я считаю, дал разум людям, и он является лучшим помощником их природы. Что ею было не закончено или не сделано, то в совершенстве творил и заканчивал разум: для зрения он давал украшение, для вкуса – удовольствие, одно он натягивал, делая твердым, иное он устраивал мягким; песнями обращался к слуху, чарами звуков околдовывая душу и невольно заставляя слушать их». «А разве нам это вполне не доказывает тот, кто является знатоком во всяких ремеслах, кто из шерсти умеет нам выткать тонкий хитон, кто из дерева сделает земледельцу рукоятку для плуга, весло для моряка, а для воина копье и щит, охраняющие в опасностях битвы»? «Но самое важное, что создано разумом, это - история: слуху дает она многостороннее удовольствие, для души же она лучшая школа и воспитание; ведь для людей любознательных нет ничего более привлекательного, чем история». «…Всякий может сказать, что история является общей наставницей всего человеческого рода, указующей, что надо делать и что оставлять без внимания, если оно не может дать пользы. Благодаря ее указаниям можно видеть, как вожди становятся мудрыми: она учит, как располагать свои силы и как хитрыми засадами обманывать неприятелей. Своими рассказами о бедствиях других она делает нас более предусмотрительными и, указывая, где раньше потерпели крушение другие, направляет нас на истинный путь. С другой стороны, сообщая об удачах других, она указала некоторым путь сделаться более счастливыми, дав им подняться от скромных начал до вершин великих доблестей. Для старца служит она как бы водительницей и посохом для юношей - лучшим и мудрейшим наставником, своей многоопытностью как бы украшая молодость сединою мудрости и предвосхищая для них те знания, которые время могло бы дать лишь мало-помалу». «…Государство желает иметь мудрого руководителя…». «…Необходимо, чтобы последующие владыки были лучше своих предшественников, чтобы они могли внести исправление в то, что совершено неправильного теми, кто правил раньше их; иначе же, говоря немногословно, уничтожится вся государственная власть, так как слабо будет основание империи». «…Мудрая создательница всего – прозорливость…». (Феофилакт Симокатта, византийский «политолог» и философ VII века). «Практическая философия занимается добродетелями, ибо она упорядочивает нравы и учит, как следует устроить свою жизнь. При этом, если она предлагает законы одному человеку, она называется этикой; …если же городам и странам – политикой». (Иоанн Дамаскин, византийский «политолог» VIII века). «Все те, кто поставлен исполнять законы, должен воздерживаться от
всяких человеческих страстей и выносить решения исходя из здравого
суждения по истинной справедливости; не презирать бедняка, не оставлять
без преследования несправедливо поступающего могущественного (человека)
и не высказывать в преувеличенной форме на словах восхищения
справедливостью и равенством, на деле же отдавая предпочтение как более
выгодному несправедливости и лихоимству; а если судятся две стороны:
одна – обладающая большим состоянием, и другая – малоимущая, ставить их
в равное положение друг к другу и отнимать у имущего настолько больше,
насколько они найдут обиженным ущемленного» «Тип государственного устройства не предопределен богом, а устанавливается людьми в соответствии с их собственным опытом». «Закон – это общезначимое распоряжение, решение мудрых мужей, общий договор граждан государства». (Патриарх Фотий, византийский «политолог» IX века). «Все граждане (и из правящих слоев общества, и из управляемых) равны перед законом, едином для всех членов общества благе от законов». (Лев VI Мудрый, византийский император IX-X вв.). «…Сносить все кротко и по возможности с умом применяться к обстоятельствам. Ничего нельзя поправить сразу. Так повелось с давних пор и существует поныне». «Границы человеческой жизни не определяются необходимостью, то есть судьбой, как у эллинов, но зависят и от Создателя, и от свободной воли каждого из нас, как это случилось с самого начала с первозданными...». «В каждом деле, прежде всего, устанавливают цель, а уже затем ждут божьей помощи, никто из небрежно посеявших не соберет хорошего урожая, никто, не заложив хорошего основания, не построит добротного дома, и никто, не прилагая усилий и не бодрствуя, не сможет плыть в безопасности по морю». «Правители обязаны не только положением своим, но и умом, справедливостью и нравственными достоинствами возвышаться над подданными. Племя византийцев всегда отличалось человеколюбием и добротой…» (Николай I Мистик, византийский Патриарх (901-907 гг.). «Всегда соблюдай «баланс справедливости» («справедливое равенство») «Никто из них (Пселл говорит об архитекторах, кормчих и воинах) делая свое дело, не отказывается от упований на Бога, но первый возводит строения согласно правилам, другой кормилом направляет судно, а из людей военных каждый носит щит, вооружен мечом, на голову надевает шлем, а остальное тело покрывает панцирем». (Михаил Пселл, византийский «политолог» XI века). «Смотри на всех и поступай одинаково («равным глазом», «беспристрастно») со всеми, и с сановниками, и с прочими, чтобы не обидеть зря одних и не облагодетельствовать без истинного основания других, но чтобы равенство было для всех». (Выдающийся византийский «политолог» Кекавмен, XI век. Из обращения к императору). «Держать народ в бедности значит вести политику, которая возбудит народ против власти и подтолкнёт его к восстанию». «Народ следует рассматривать не как стадо животных, с которыми можно делать все что угодно, но как объединение людей разумных, мыслящих и отлично понимающих, хорошо или плохо с ними поступают. Поэтому следует обращаться с народом осторожно, «со страхом божьим», заботиться о материальном благосостоянии военной и сановной аристократии («стратиотов и синклитиков») так же, как и простых граж-дан». «Такая политика, свободная от классового духа, должна стать предпосылкой единства государства и привести к полному союзу правительства и народа. Тогда каждый делом своим, как было искони установлено, будет служить государю без ропота». «В налогообложении придерживаться обычая и не вводить новых налогов, а в судопроизводстве внедрять принципы справедливости». (Выдающийся византийский «политолог» Кекавмен, XI век). «Истинная суть справедливости – в равенстве всех перед законом». (Михаил Ритор, византийский «политолог» XII века). «Состоятельным следует предоставить возможность пользоваться их богатствами, но не возбуждая зависти в бедных, не-имущим же помогать в пределах возможности». (Зонара, византийский «политолог» XII в.). «Необходимое условие благополучия – существование сильного государства – ойкумены, объединяющей «народы и города, острова и континенты»». «Мудрость будет пользоваться свободой слова». «Наука должна управлять ойкуменой». «Сейчас император отдыхает от государственных дел. Сейчас он занимается наукой... ». «Я называю (долгом) хорошего гражданина не только стремление приумножить делами честь города, но и заботу о том, чтобы он не приобрел дурной славы...». «Я называю родину из всего другого, после Бога, более всего достойным, почести и самым святым... Я ее ценю выше всего того, что я имею, и выше себя самого». «…Я обещаю быть слугой родине; если же она требует предпочтения перед Богом и истиной, я спрашиваю ее, нужно ли ей оказывать такую услугу, которая приносит вред и ей, и мне самому». (Димитрий Кидонис, византийский «политолог» XIV века). «Лишь тот правитель называется мудрым, кто сохраняет свободу подданных». «Как может существовать власть без свободы, выше всего почитаемой людьми?». «И если ты раньше был избран людьми, одержимыми страстью процветания, то ныне тебе сам Бог вручает царскую власть через священнослужителей...». «Если никто не может быть себе господином, если архонты обладают неограниченной властью, если любое упоминание о государстве влечет за собой боязнь потери имущества, кто тогда будет заинтересован в приобретении денег, кто будет ремесленником, земледельцем, купцом, зная, что все приобретенное достанется другим?». (Николай Кавасила, византийский «политолог» XIVвека). «Византийский «общественный договор», должен выражаться в культивировании двойной клятвы верности связывающий императора и его подданных в некое единое целое, пронизанное взаимными обязательствами». (Мануил Мосхопул, византийский «политолог» XIV века). «Нет никакой другой причины хорошего или плохого состояния государства, кроме хорошего или плохого его устройства. Если какому-нибудь государству и удается достичь желанного благополучия, то оно будет непрочно и скоро может обратиться к худшему. Чаще же всего государства спасаются и возвышаются посредством совершенного государственного строя, и, напротив, после разрушения этого строя они гибнут и полностью исчезают». (Гемист Плифон, византийский «политолог» XIV века). |