С распадом Советского Союза и образованием
независимого государства Армения, актуализируются вопросы дальнейшего его
развития. Тем более что политические процессы,
происходящие в стране с 1990 года, связанные с псевдодемократическими способами
захвата и перехвата власти практически ничего не привнесли в развитие
общественного мышления. Политический и социальный уровень населения остается
крайне низким, класс более или менее образованных людей предельно
локализирован, так называемый политический класс представляет собой
криминальные или полукриминальные группировки, политические партии,
декларировавшие свой патриотизм, деградировали1.
И хотя в Армении назревают новые политические условия, связанные с успешным
развитием экономики в последние годы, с возникновением нового политического
класса и интеллигенции нового типа, тем не менее новое поколение является
носителем тех же традиционных идей являющихся препятствием не только для внешних
сил, но и для внутренних, то есть властей Армении2.
К тому же власти, не располагающие политико-технологическим сервисом, не в
состоянии противопоставить традиционным идеям какую-либо альтернативу3. В качестве же альтернативы, по всей
видимости, необходимо вырабатывать соответствующую адекватно-актуальную и
перспективную политическую философию, объединяющую нацию и государство в
условиях перманентного процесса глобализации с учётом армянских
психологических и ментальных особенностей, а также с чётким пониманием того,
что «армянское сознание воплощает партизанский стиль»4.
К тому же сама «Армения – партизанская страна»5.
Именно с учётом этих фактов необходимо вырабатывать рациональную и
прагматическую политическую философию, основанную на идеализме на которой
базируется партизанская психология. Без идеалистических представлений были бы
невозможны внешнеполитические и социальные доктрины ведущих держав на протяжении
всего 20 века и в самое последнее время. Наиболее распространенные тезисы
политического рационализма сгенерированны и преподнесены элитам наций, которым
уготована судьба геополитического или экономического материала6. К тому же идеализм, закреплённый
объективизмом «не противоречит тому политическому проектированию, которое
возможно в Армении»7. Но это проектирование
возможно только на основе выработки соответствующей политической философии,
иначе, какие бы экономические успехи ни имела Армения, они всегда будут с
низким КПД и «бесцельными и бессмысленными». Вместе с тем благодаря политической
философии нация и государство осознают взаимную ответственность, свою задачу и
свое место в истории. Выработка соответствующей политической философии
позволит рассматривать государство не как удобную кормушку, а как средство
достижения высоких идеалистических и гуманистических политических целей характеризующих
своеобразную армянскую цивилизацию, которая с падением Советского Союза
и началом XXI века получает ещё один
уникальный исторический шанс на оформленный расцвет с параллельным изменением
кризисного армянского политического сознания и самосознания, обусловленных, во
многом, фундаментально изменяющимися экономическими и политическими реалиями,
сопровождающимися, к тому же, разрушением прежней картины мира. При этом
происходит динамичная смена мировоззрений – верный признак того, что
происходят процессы революционного характера, возникают качественно новые явления. С разрушением прежней картины мира теряет
смысл и вся система прежних понятий, основанная на соответствующем языке
интерпретации действительности. С девальвацией понятий девальвирует и язык, неспособный
в данной ситуации выработать необходимые категории для понимания новых реальностей
и соответственно нет возможности для духовной и политической ориентации. То
есть именно того, что во многом необходимо для осуществления самого
необходимого для нового времени – руководства. Если нет новых идей и лучшей политической философии,
на почве которых был создан марксизм, социалистические движения будут возрождаться
и укрепляться вновь и вновь, это лишь вопрос времени. Развал всей прошлой
системы ценностей и кардинальное переструктурирование всей международной
системы взаимоотношений вынуждает нас осознать тот факт, что больше не на кого
взваливать вину за собственные ошибки и упущения. Ссылками на внешний фактор до
сих пор подменяли отсутствие собственного конкурентоспособного политического
мышления. Того, что к тому же ещё находится в глубоком морально-психологическом
кризисе после долгих лет господства вульгарно-материалистического мышления
приведшего в конечном итоге к упадку. Для выявления и оценки самого факта
распада морали необходимо обладать чуткими и высокими духовными силами. Именно
тем, что способно дать адекватную оценку «дикому капитализму», сформировавшемуся
в результате синтеза вульгарно-материалистического мышления с политической
деидеологизацией и разрушенным идеалистическим мировоззрением. Современный
«дикий капитализм» носит характер бессмысленного материального воспроизводства
осуществляемого к тому же несправедливым образом, с нарушением «баланса интересов»
и бесконечно тиражируя ненужную человеку
необходимость. «Дикий капитализм» не ощущает и не осознаёт своей ответственности
за тот «образ будущего» в котором предстоит жить людям, теряя тем самым всякую
перспективу на позитивно-поступательное и легитимное развитие на благо
общества. Ибо именно этого блага они и не осознают, всё, что их заботит это
касса. Это «кассовое сознание», начисто лишённое веры в светлый образ (Бога),
лишённое высоких идей и ценностей, находится в плену интеллектуального и
духовного цинизма и нигилизма. Но именно это сознание оказалось законодательницей
новой культуры, формирующей новые принципы, представления и понятия,
культуры, основанной, к тому же, на принципиально новом языке, выражающим наши
представления о действительности. Таким образом, именно эту действительность
оно захватило, демонстрируя при этом полное пренебрежение к государству и
хранителю традиционной христианской морали и нравственности – народу. Причём,
и государство, и народ оказались дезориентированными и деморализованными.
Что в свою очередь не позволяет первому осуществлять эффективное и структурирующее
управление вторым, так как нет объединяющего их начала – адекватной и
современной политической философии, при этом как выше отмечалось, экономика,
техника, капитал, инвестиции в этой ситуации работают в холостую или с низким
КПД. Общеинтеграционная политическая философия
должна представляться, по всей видимости, в качестве архитектора особой
атмосферы в обществе, особого духа нации, основанного на стимуляции большей теплоты,
сердечности и человечности в межчеловеческих отношениях с целью принятия и
признания другого человека независимо от его материального и иного положения.
Подобный подход, хотя и будет представляться в секуляризованном виде, тем не
менее, глубоко соответствует армянскому христианскому наследию. Очевидно, что современная армянская политика
перегружена социально-экономическими категориями. В этом смысле армяне так и
остались «хорошими» марксистами. Все иные категории, выходящие за рамки
социально-экономических, у армянских политиков (особенно «молодых и прозападных»)
отсутствуют. Духовные, исторические, культурные, религиозные аспекты
политической ситуации ими остаются едва ли замеченными. И это между тем, что Армения
нуждается, прежде всего, в субстанциональной общности, которая разделялась бы
всеми народами страны. Армении необходима фундаментальная политическая идея
как направляющий образ будущего. Понятно, что вышеозначенные процессы
обусловлены историческим переломом, который Армения и армянская нация сейчас
переживают. То, что было верно вчера, сегодня уже вообще неверно или сохраняет
свою значимость лишь частично. Изменившееся политическое и экономическое положение
заставляет искать совершенно новые подходы заново продумать состояние социального
и гражданского общества, а также экономические стратегии и структуры управления
экономикой в сочетании со светско-христианскими
ценностями. Именно в переломные периоды для лиц, в прерогативу которых
входит принятие решений в экономике, существенное значение имеет политическое
и историческое мышление. Важной предпосылкой успеха на мировом рынке является
умение правильно оценить не только экономическое положение, но и политическую,
и культурную ситуацию. К сожалению, современные армянские предприниматели зачастую
неспособны, осуществить подобный анализ, они скованы внеисторическим и
аполитичным мышлением в духе экономизма и моделирования. Они не осознают и не
понимают того факта, что именно такие ресурсы как культура, мораль,
нравственность, история, религия, этика подготавливают экономическую
экспансию. Ведь весь имеющийся потенциал ресурсов должен быть сознательно
направлен на достижение определённых экономических и политических целей и
желательно идеалистических. Данный путь приведёт от либерально-анархистской и нигилистической
революции к либерально-консервативной, обращённой к армянскому историческому,
философскому и религиозному сознанию. При этом армянское Христианство
сталкивается с новой ситуацией к которой оно должно быть адекватно готово. Должен
быть мощный обновленческий процесс христианского самосознания при разделении
религии и политики, недопустима инструментализация христианства, ведущая
только к сохранению формы с исчезновением христианской субстанции и духа. При
подобном подходе крайне важно выработать сверхдолгосрочную
армянскую национал-космополитическую идею, охватывающая, как минимум, столетнюю
перспективу, и необходимую для самоидентификации армянского цивилизационного
сообщества на пороге глобальных геополитических перемен, переосмысления своего
места и вектора развития в истории. Основная её задача – заранее выявить
потенциально возможный центр новой зарождающейся культур-цивилизационной, политической
и экономической консолидации и притяжения, что позволит не только преодолеть
кризис, но и наметить армянские глобальные горизонты развития. Историческое месторасположение Армении
оказывало влияние как на культур-цивилизационную, так и на внешнеполитическую
стратегию развития. При этом в решающей степени облик этого государства
во многом зависел от благосклонности ведущих центров культурного, экономического
и политического притяжения. Что в свою очередь создавало эффект «шарика в
пинг-понге, болтающегося между державами Запада и Востока»8.
С крахом СССР, Армения оказалась в эпицентре
«Евразийских Балкан» как регионального, так и глобального масштаба, рискуя
получить тот же эффект и тем самым вновь «проиграть своё будущее»9. Изменить данное положение способно не
только и не столько национально-государственная независимость и
политико-государственная идентичность, что, в общем-то, является
«механическим» процессом, сколько политическая «идеократизация» национальной
элиты на базе новой политической национал-космополитической философии, которая
и будет ознаменовать качественно иной процесс развития – образования новой
ментальной, культур-цивилизационной и политической системы притяжения,
способной к динамичному и поступательному развитию. (Что актуально, если
учесть, что XXI век ознаменован сменой
цивилизационной системы координат и перманентным смещением центра притяжения).
При этом такая система может претендовать на роль новой производительной силы,
привносящей фундаментальные изменения. Выбор вышеизложенного пути невозможен без
выработки целостной политико-мировоззренческой философии развития, вбирающей
в себя реинтерпретационную политико-философскую систему армянского
евразийского византизма10. Постоянный
анализ, поиск новых, более эффективных путей становится попросту очевидной
предпосылкой выживания, движения вперед, преодоления трудностей, процветания,
сохранения и развития ресурсов, избежания конфликтов, собственно выживания
на нашей планете. Процесс глобализации
требует от армянской элиты с одной стороны «мыслить
национально», а с другой «мыслить глобально», быть сведущими, готовыми
к переменам, и тем самым не оказаться жертвой традиций, предубеждений,
косности, ненависти к необходимым позитивным динамичным переменам. На вышеизложенном фоне актуализируется
выработка нового армянского политического мировоззрения, основанного с одной
стороны на таком важном универсальном принципе как «аккультурация без
ассимиляции», а с другой на «феноменальной конгениальности и креативности». Опыт последнего
десятилетия показал, что современные проблемы Армении во многом обусловлены не
столько экономическими, политическими или военно-стратегическими факторами,
сколько нематериальными, неосязаемыми символами и идеями. Все преуспевающие
национальные и государственные образования обладают набором стержневых
символических элементов, которые служат своеобразными «критериями истины».
Эти символы во многом поощряют лояльность, конкретизируют чувства собственного
достоинства и самоуважения, а также создают этическую основу для общественного
участия в национальной обороне, политике, в функционировании социальных и
экономических институтов. Практически любая нация и всякое государство, определяют
для себя (осознанно или неосознанно), с помощью каких символов и идей они
хотели бы выразить свои представления о себе как таковых на индивидуальном и
коллективном уровне. То есть нация и государство по мере возможности должны
ответить для себя на вопросы: «Кто мы?», «К какой системе координат мы
относимся?», «Какова система ценностей?», «Каково наше ментальное пространство
и в чём его сущность?» и т.д. Таким образом, необходимо выяснить к какой
философско-политической системе координат принадлежат нация и государство.
Следуя вышеизложенной логике постановки вопроса, автор данной работы
акцентирует внимание на реинтерпретации традиционно воспринимаемой
политической идеи армянского византизма,
фундирующей на концептуальном уровне национально-государственную
идентичность Армении и армян. (Как осевого элемента армянской
государственности). При этом реинтерпретация
и научно-политическое (философское) определение идеи армяно-евразийского
византизма (Ареввизм) создаёт необходимые предпосылки для создания современного
и актуального научно-политического универсального мировоззрения – мировоззрения
многогранного и многофакторного, «мозаичного», «целостного и нераздельного»,
гармоничного и синтетического, основанного на особом «армянском мировоззрении»,
способного сыграть важную стабилизирующую роль в XXI веке. Тем более что обобщение и реинтерпретация
политической идеи армянского византизма (фундаментом которой является
армяно-византийская· (армяно-эллинская··) и армянская политико-философская мысль) позволяют
взглянуть на армянскую философско-политическую мысль V-XX вв. под современным
научно-политическим религиозно-философским углом зрения. Таким образом, изучение и переосмысление
как армяно-византийской (армяно-эллинской) политической религиозно-философской
и церковно-исторической мысли, так и собственно национальной армянской, является
актуальным не только в связи с необходимостью поиска для современной Армении
новой универсально-синтезной идейно-концептуальной основы национально-государственного
развития, но и в связи с необходимостью определения самостоятельного и
актуального цивилизационного места и роли Армении в системе международных
отношений и мировой политики в XXI веке. Вышеизложенный
подход способен сопровождаться «наращиванием возможностей», достижением
«символов процветания» и реализации заранее намеченных сверхдолгосрочных
«этапов развития», через активную оборону своих разносторонних интересов. Армянская
общественно-политическая мысль (светская
и религиозная) постоянно стремилась к разрешению проблемы культурного и
национального бытия Армении, что приводило к неоднозначным, а зачастую
противоречивым процессам. Проблемное геополитическое положение Армении всегда
налагало свой отпечаток на развитие многих регионально-глобальных государств.
При этом армянская национальная элита всегда стояла перед выбором между
национализмом11, отстаивавшим
собственно национально-государственные интересы Армении и
эллинизмом-византизмом, отстаивавшим интересы армяно-эллинского глобализма,
универсализма и суперкультуры12, то
есть всегда (со времени «христианской революции» в 301 году н.э. и образования
«армянского христианства» как некоего политико-цивилизационного идентификатора
национально-государственной независимости) стоял вопрос о выборе между национализмом
и космополитизмом, что в свою очередь наносило непоправимый ущерб возможности
появления своеобразной и в некотором роде уникальной цивилизации –
армянской национал-космополитической (армяно-христианской) цивилизации
основанной на позитивных политико-психологических качествах: конгениальность,
универсализм, креативность, символизм, интегральность и историзм (устойчивость
и энергичность), пассионарность, «аккультуративность» и в тоже время
«неабсорбируемость», солидарность, ассоциативность, романтизм, идеализм,
рационализм, мифологизм, религиозность, героизм и реализм, что поспособствовало
бы появлению государства-цивилизации со своими отличительными политическими и
культурными ценностями и идеалами. Но как (гео)политические обстоятельства
развития Армении, так и недостаточное политическое, социально-экономическое,
философское, религиозное, социально-политическое и идеологическое развитие армянской
научной мысли привело к «нивелировке и девальвации», христианской компоненты в
армянской политико-философской мысли13.
Поэтому
крайне важно выстроить армянскую политическую и философскую мысль в строгую
логическую и научно-политическую (политологическую) схему Ареввизма14.
При этом отметим, что данная тема должным образом не исследована, что объясняется во многом проблемой
концептуализации политической истории Армении и некоторыми политико-идеологическими
конъюнктурными факторами. Развитие
армяно-евразийского византизма (Ареввизма) как философско-политической
теории тормозится как практически полным отсутствием научно обоснованных и
систематизированных разработок по политической идее армянского византизма,
так и отсутствием научно обоснованных монографий раскрывающих философию
армянского христианства. Автор работы убеждён в необходимости
дальнейшей научно-политической разработки армяно-евразийского византизмаª. При этом данный вопрос предпочтительно «разрешать»
через научно-теоретическую реинтерпретацию традиционно воспринимаемой теории
армянского византизма с учётом современных условий развития общества,
государства и цивилизации. Для этого во многом необходим переход от
констатации чувственно наличного к добросовестному изучению потенциально возможного,
к рассмотрению реального как реализации возможного; необходимо выявление
последовательной логической зависимости различных явлений как явных, так и
неявных, а также формулирование порождаемых ими новых явлений; необходимо
уяснение на методологическом уровне соотношения между пониманием и оценкой:
оценка невозможна без предварительного понимания, но и понимание невозможно
вне системы ценностей и оценок; необходимо многоаспектное, многофакторное и
ситуативное описание-анализ явлений с логически-координатным характером;
необходимо осознание того, что стиль мышления оказывает существенное влияние
на постановку научных проблем и подходов к их решениям, на методы, формы и
средства научного познания; для построения научного
знания во многом необходимы достаточно обобщенные представления, идеи и принципы. Автор убеждён, что матрица теории Ареввизма
наложенная на потенциальные возможности армянского биологического
субстрата, в значительной степени может поспособствовать в создании новой
ментально-цивилизационной системы, основанной к тому же на переосмысливании «греческой
версии» византизма через формулу: византизм – это политическое ментально-цивилизационное,
политико-идеологическое, политико-философское и геополитическое выражение христианизированного армянского эллинизма, силой своего
организующего гения (Соколов И.И.) сумевшего это выражение довести до общехристианской
евразийской политической религиозно-философской, мировоззренческой теории и
системы развития. Основные
положения политической философии Ареввизма:
1. «Идея Ареввизма» - это концептуальная форма выражения
армяно-евразийского национального и государственного сознания и самосознания
– осознания своей исторической
субъектности, это способ актуализации и самоопределения Армении в мире, её
идентификации. 2. Армянская Христианская Государственность получила свою
историческую и политическую легитимацию в эпоху расцвета «армяно-эллинистической»
цивилизации (эпоха Тиграна Великого). 3. Исходя из противоречивости и неоднозначности
социально-политической и духовно-идеологической ситуации сложившейся в
Армении, исходя из необходимости определения мегастратегических и потенциальных
возможностей развития армянской цивилизации, исторически востребованным
становится обращение к теории армянского византизма, её духовно-идеологическому
и религиозно-философскому потенциалу. 4. В период глобализации весомый политический потенциал
теории армянского византизма, вытекающей из исторических, культурных, религиозных,
философских и цивилизационных интересов Армении, составляет основу национально-государственных
интересов армянского государства. 5. Религиозно-философская составляющая армянского
византизма имеет однозначно проармянский, проевразийский и прохристианский
характер. 6. Политическая философия
армянского византизма способствует естественному ментально-цивилизационному
единению Армении с Россией и Европой, выходу не только Армении, но и России с
Европой на «Евразийский Уровень». 7.
Армяно-византийская и армянская политическая
философия во главу угла ставила не только государственность, религиозный
фактор, монархические традиции, государственный патернализм, «нравственное
совершенствование», но и гражданские традиции, и человеческую личность. 8.
Армяно-византийская (армяно-эллинская) культура
лежит в основе евразийской цивилизации, сложившейся в Малой Европе (Малой
Азии). 9. Главная
особенность армянского христианства – не подавление, не ликвидация, не
гегемонизация какого-либо явления общественного бытия, а диалог и необходимость,
плодотворность различий, конкуренции, в которой присутствует взаимодополняемость
и движение. Диалог и гуманизм в центре внимания. 10.
Армяно-византийской философии характерно
проявление двух тенденций: к универсализму и глобализму, с одной стороны, к
автономии и национальной самобытности – с другой (национал-космополитизм). 11.
Армянский византизм выступал и продолжает
выступать (Ареввизм) как идея, пересекающая границы государств, и ведущая к
становлению «транснационального и континентального мира» вокруг армянского
центра притяжения. 12.
Общая универсальная философия (онтология),
единство свободы и истины, связь человека с Верой и Церковью лежит в основе
армянского византизма. 13.
Теория армянского византизма связывает
человеческое бытие с христианской философией и Церковью, христианскую
теологию с социальной структурой и реальной политикой. Научно-теоретическое развитие данной политической философии вполне способно стимулировать процесс преодоления
характерного для современной армянской элиты «языческой идентификации»
посредством внедрения новой реинтерпретационной системы идей и
конструирования новых представлений о собственной системе как рекурсивно
организованной, жизнеспособной и одновременно – универсальной. Современная
армянская элита на её основе может найти такие интеллектуальные рамки, которые,
зиждясь на монотеистическом универсализме, давали бы новые представления о
социально-политических, геополитических, религиозных, экономических, морально-нравственных
(этических) ценностях и экзистенциальных установках. Политическая
философия Ареввизма способствует организационно-идеологическому формированию
армянской элиты на основе общности функциональных интересов и мнений по
наиболее актуальным проблемам, отходу от иллюзорного сознания и стереотипов,
отказу от специфического уничижающего стиля «общения», изживанию эмоционально-образных
комплексов, мыслительных штампов, ассоциативности, фрагментарности, отсутствия
теоретической связности, соблазна ставить случайно полученное, но специально
не «добытое» знание в любую подсказанную причудливой фантазией связь. Именно
поэтому необходимо формировать особый тип знаний, который именуется наукой,
причём не только на основе кропотливого накопления единичных наблюдений (фактов)
и изощрённых практических навыков (технологии), достаточно обобщённых представлений,
идей и принципов, но и на основе синтезной «аристотелевско-анахтовской логике». Этой-то компонентой как раз и обладает
Ареввизм. Следовательно, правомерно было бы ставить вопрос о формировании в
Армении научной школы «армяно-евразийского византизма» (Ареввизма)©. Что крайне актуально и перспективно
для Армении. 1 Мурадян
И. Депортация как национальная идея // http://www.regnum.ru/news/757858.html 2
См.: Мурадян И. Депортация как национальная идея // http://www.regnum.ru/news/757858.html 3
Мурадян И. Депортация как национальная идея // http://www.regnum.ru/news/757858.html 4 Там
же. 5 Там
же. 6 Там
же. 7 Там же. 8
Никогда сама себе не хозяйка, никогда не принадлежала твёрдо одной или другой
стороне, всегда – поле битвы дипломатов и армий (Азимов А. Ближний Восток.
История десяти тысячелетий. М.: Центрполиграф, 2004. С. 213). 9 Особенно досадна ситуация при которой
Армения будучи потенциально государством-цивилизацией и соответственно
центром культурного и политического притяжения неспособна выйти из этого
«замкнутого круга» своей истории. Оставаясь при этом её заложницей. В
очередной раз «…православной Армении
отводится роль «кавказского Израиля», живущего лишь благодаря защите России и
США» (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового
порядка. 10 Основанной на раскрытии историко-философского,
религиозно-философского, духовного, геополитического,
политико-философского своеобразия Армении, обусловленность которой не может
определяться ни исключительно, ни даже преимущественно ее принадлежностью к
«кавказскому миру». Чувствуя это, армянские
эллинофилы мысленно обращались к Византии. Но, подчеркивая значение связей
Армении с Византией, армянское эллинофильство не дало и не могло дать формулы,
которая сколько-нибудь полно выразила бы характер армянской идеи и запечатлела
одноприродность последней с византийской политико-культурной, правовой,
духовной и т.д. преемственностью. Практически только реинтерпретационная
политическая философия Ареввизма делает существенный вклад в исправление
сложившейся ситуации. · К армяно-византийским философам, «политологам» и
«геополитикам» (по предварительным данным) можно причислить следующих: (IV-VIII) – Василий
Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Маврикий. (VIII-XIII) – Иоанн
Дамаскин, Патриарх Фотий, Лев Грамматик, Кекавмен, Патриарх Николай Мистик,
Василий Македонянин, Константин Багрянородный, Никифор Влеммид, Федор Ласкар,
Михаил Ритор, Михаил Пселл, Иоанн Итал, Георгий Торник, Иоанн Акоминат, Георгий
Акрополит, Василий Ялимбанский, Симеон Метафраст. (XIII-XV) – Федор
Хиртакин, Матфей Властарь, Константин Арменопул. «Женское направление»
представляет, например, историк Анна Комнина (XII век). Очевидно, что такой «богатый
пласт» армяно-византийской политической философии и «геополитики», требует на
базе современных политологических знаний кропотливого анализа. ·· К армяно-эллинским философам можно причислить ритора
Проэресия (середина IV в.). Особо отметим также
армяно-римского учёного-философа и государственного деятеля (сенатора), основоположника
схоластики (средневековой философии), первого ознакомившего своими переводами
Европу с греческой философией Боэция (480-524). 11 Что приводило: а) к маргинализации и «дегенерации»
армянского национального политического мировоззрения, б) к снижению
общекультурного потенциала и национальной пассионарности, в) к созданию в
дальнейшем практическом процессе эффекта политического «армянского пинг-понгового
шарика» в международной системе взаимоотношений, г) к «аксиоматичной обречённости»
армянского национально-государственного субстрата, д) к теократизации общественно-политической
мысли и снижению «политической национально-государственной пассионарности». 12 Отстаивавшим
тезис армянской «конгениальности и универсализма», объективно направленный на
стратегическое формирование дееспособной регионально-глобальной армянской
государственности с оформлением и утверждением альтернативной цивилизации, что
выражалось как в научно-теоретической, так и в практической деятельности армян
Византии, что в свою очередь способствовало изживанию армянского политического
конформизма выражавшегося в принятии чуждых политических ценностей как своих
собственных, хотя они и не всегда соответствовали собственно армянским интересам. 13 При этом немаловажную роль сыграли психологические
особенности политического и теократического мышления армян с одной стороны и с
другой всеохватный «торгашеский дух», который как отмечал Платон в работе
«Республика», характерен финикийцам и египтянам. Именно этот «дух» жаждет
только выгоды, зачастую сиюминутной, и во многом не тяготеет к познанию. Но
именно этот «дух» на протяжении многих веков в истории Армении
выступал/выступает антитезой «духу пытливости ума и бескорыстного стремления к
познанию», который в свою очередь послужил основой «греческого чуда», а
позднее европейского Ренессанса (см. Зарринкуб А. Х. Исламская цивилизация.
М.: Андалус, 2004. С. 35). 14 Что довольно таки сложно осуществить, ибо в рассуждениях
многих армянских (армяно-византийских) мыслителей рациональный подход
удивительным образом перемешивается с чувственным восприятием, критерием
истинности того или иного социального феномена выступает субъективная
оценка. ª Ранее (Устян А.Р. Неовизантизм как евразийская геополитическая
стратегия развития России в XXI веке. М.:
ИСН, 2002; Устян А.Р. Политическая концепция Неовизантизма. М.: ИСН, 2003;
Устян А.Р. Политическая философия Неовизантизма. М., 2005) уже были изложены
идейно-концептуальные, геополитические, политико-философские основы византизма,
в которых уделено внимание и армянской тематике. © Правомерно ставить вопрос о формировании подобной
школы и в России. В частности желательно было бы, например образование в
столице России Российско-Армянского Университета (РАУ) им.
Лорис-Меликова при непосредственной поддержке армянского и российского государств,
с привлечением частного заинтересованного капитала. |
|