Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

 

Геворкян Артур Рудольфович,

к. философ, н.

Армянская Апостольская Церковь - древняя Право­славная Церковь

В 1964 году в Оркусе (Дания) был принят меморандум, свидетель­ствующий со стороны полноты всех Православных Церквей, что Ар­мянская Апостольская Церковь является братской Православной Цер­ковью. Под этим документом стоят подписи представителей всех Пра-нославных Церквей. После многолетнего диалога, который вели, Право­славные Церкви, начиная с окончания Второй мировой войны и до 1964 года, были подведены итоги, и определено, что Армянская Апостоль­ская Церковь - это Православная Церковь другой восточной традиции.

К сожалению, в наши дни приходится встречаться с мнением, рас­пространенным, увы! даже среди богословов, проявляющих в данном случае вопиющую безграмотность, о том, что Армянская Апостольская Церковь - это церковь григорианская, монофизитская и, как следствие, еретическая. Это не только недружественно, но и провокационно по отношению к людям, не могущим вникать в тонкости исторических и политических перипетий, не разбирающихся во всех аспектах богосло­вия. Это порождает в людях осуждение и просто неверное суждение о христианах, ищущих единства в православном мире.

В 1979 году в № 1 и № 2 «Журнала Московской Патриархии» была опубликована статья В. А. Никитина «Под сенью священного Арарата», повествующая об истории Армянской Апостольской Церкви. Восполь­зуюсь для начала выдержками из этой статьи.

Армянская Апостольская Церковь - одна из самых древних вос­точных христианских Церквей, которая образовалась как самостоятельная национальная церковь в IV веке по Рождестве Христовом и сохра­нила свою духовную самобытность до наших дней. Первые христиан­ские общины в Армении возникли еще в I веке благодаря проповедям святых апостолов Фаддея и Варфоломея. В 301 году при царе Трдате III и святом Григории Просветителе христианство было провозглашено государственной религией Армении. В своем вероиспов'едании Армян­ская Апостольская Церковь основывается на Священном Писании и Священном Предании, постановлениях первых трех Вселенских Собо­ров - Никейского, Константинопольского и Ефесского. Армянская Цер­ковь признает все семь таинств, посредством которых действует благо­дать Божия, верит в молитвы за умерших и призывание помощи святых. В христологическом вопросе Армянская Апостольская Церковь, не уча­ствовавшая в IV Вселенском (Халкидонском) Соборе, придерживается вместе с другими древними восточными православными Церквями -Коптской, Сирийской, Малабарской и Эфиопской - формулировки Ефесского, то есть III Вселенского, Собора, выраженной святым Кирил­лом Александрийским, который в своих богословских трудах «О во­площении Единородного» и других раскрывал учение о Христе.

Дружественные отношения Русской Православной Церкви и Ар­мянской Апостольской Православной Церкви скреплены исторической общностью и братской близостью русского и армянского народов. И Армянская и Русская Православная Церковь - суть дома непрестанно созидаемые в молитве верой, надеждой и любовью последователей Христовых, добрых делателей единого Божественного здания, - здания спасения всех людей. Камень нашей веры - Господь Иисус Христос (ср. 1 Кор. 10, 4) - неущербно лежит в основании обеих наших Церквей.

Армянский язык сохранил и донес до наших дней наименования населенных пунктов в районе Арарата, этимология которых напоминает о пребывании в этих местах праотца Ноя. И неслучайно в гербе Арме­нии вместе с Араратом - священной горой - изображены виноградная лоза и пшеничные колосья, которые не только извечно символизируют мир и процветание, но и символизируют Самого Спасителя.

Эчмиадзинский кафедральный собор был основан в 301 году на месте, где, по преданию, сошел с небес и ударил о землю огненным молотом сам Господь Иисус Христос, единородный Сын Божий, явивший­ся в видении святому Григорию Просветителю, чтобы указать место для строительства храма. Отсюда и название храма - Эчмиадзин, что в пе­реводе с армянского означает «место сошествия Единородного». Сего­дня Святой Эчмиадзин, или Сурб Эчмиадзин по-армянски, - это духов­ный центр Армянской Апостольской Православной Церкви, резиденция се предстоятеля. Здесь же находятся духовные академия и семинария.

Особым почитанием пользуется армянский алфавит. В древности армяне пользовались клинописными знаками, похожими на иероглифы. Затем вошло в употребление зенское письмо, позднее - древнегреческое и сирийское. Впоследствии армяне обрели собственную азбуку, извест­ную под названием Даниловская, состоящую из 22 букв. Еще 14 букв армянского алфавита были чудесно дарованы в 406-м, по другим дан­ным в 392 году святому вардапету Месропу Маштоцу.

Всю свою многовековую историю братский армянский христолю­бивый народ проливал кровь за идеалы святого Православия. Вплоть до вхождения в состав России армянский народ жил под постоянной угро­зой насильственной ассимиляции и физического уничтожения со сторо­ны агрессоров соседних стран. На протяжении столетий Армения оста­валась ареной походов и битв, подвергаясь жестоким нашествиям гун­нов и монголов, опустошительным вторжениям арабов, персов и турок. Об этом писал народный поэт Армении Аветик Исаакян:

В уединеньи келлий темных В глухих стенах монастырей Историки, от скорби сгорбясь, Перед лампадою своей, Без сна, ночами, запивая Заплесневевший хлеб водой, Записывали ход событий На свиток желтый и сухой. Нашествие орды кровавой, Несчастья гибельной войны, Врагов жестокую расправу,

Крушение родной страны, Оплакивали Айастана Жестокосердную судьбу И уповали неустанно, Что Бог услышит их мольбу.

И Господь услышал мольбу армянского народа. В 1827 г. большая часть Восточной Армении вошла в состав России. Этот процесс оконча­тельно завершился в 1877 году с присоединением к России Карсской области. Армянский народ и Армянская Апостольская Церковь обрели долгожданный и спасительный мир. Западная Армения осталась в со­ставе Турции.

Следует отметить несколько важных моментов. Армян упрекают, что армянская церковная делегация не явилась на Халкидонский Собор. Но дело тут не в религиозных разногласиях с греческой Церковью. В то время восставшая Армения, находившаяся под иноверным гнетом зо-роастрийского Ирана, вела неравные бои с многократно превосходящи­ми персидскими войсками, и именно в силу данного обстоятельства Армянская Церковь не смогла прислать своих представителей на Собор Что же касается тех трагических разногласий, которые появились меж­ду армянской и греческой Церквями, то они относятся уже не к периоду Халкидонского Собора, а ко II Двинскому Собору 554 года и имеют в своем основании исключительно политическую подоплеку, на которой сейчас нет смысла останавливаться.

Но вот что интересно, если послушать греческую и армянскую церковную музыку, то поражаешься, насколько они похожи. Воистину это единый византийский стиль. Что еще может больше сказать о ду­ховном родстве, как не церковное песнопение, что еще может так выра­зить нашу общность - историческую, духовную, религиозную в том числе?! Это свидетельствует о том, что в духовном отношении мы еди­ны, мы составляем единую, великую семью византийских народов. Мы часть той самой византийской культуры, которая в потенциале обладает гигантскими возможностями не только духовного, но, что актуально для нашего времени, и материального созидания.

И далеко не случайно, может быть и с мистической точки зрения, что большевистский геноцид, наряду с русским народом, затронул и два других народа - носителей византийской традиции - греков и армян. Что касается трагедии Арцаха (Карабаха), то она началась со сговора пантюркизма с большевизмом, когда по так называемому Карсскому мирному договору 1921 г. 62 000 км2 Восточной Армении, изначально «ходившей в состав России, а потом составлявшие основу независимой Республики Армения, в одночасье, по мановению московских больше­виков, превратились в 29 000 км2, из коих Карсская область и Сурма-линский уезд перешли к Турции, а Карабах и Нахичивань- к Азербай­джану. Тогда же большевики, решив «армянский вопрос», перешли к решению «греческого вопроса»: отряды Красной армии под предводи­тельством «легендарного» Фрунзе, выполняя свой «интернациональный долг» перед «турецкими трудящимися», уничтожали, совместно с ту­рецкой армией, греческое население Восточной Греции - Понта и Кап-иодокии, в результате чего было уничтожено более 800 тысяч греков. Для маленького греческого народа это колоссальная цифра. Как видите, эта антиармянская и антигреческая политика уходит вглубь воинст­вующей антивизантийской политики большевизма. Придя к власти, большевики решили расправиться с тем, что составляло суть прежней России, наследницы Византии.

В 60-х годах XIX столетия писатель и публицист К. Н. Леонтьев сказал пророческие слова, смысл которых до нас доходит только сего­дня: «Россия сильна не своими этнически-славянскими и даже не на­ционально-русскими началами, а привнесенными византийскими. И достаточно отказаться от них - она просто рухнет». Я понимаю, что в конце 1880-х годов это могло казаться неверием в русский народ и даже интерпретировано антирусским образом. Но история XX века, катаст­рофы, постигшие русский народ на протяжении всего лишь одного сто­летия, доказали правоту этого гениального мыслителя в том, что именно византизм является основой основ России.

Сегодня мы обеспокоены судьбой России не случайно, потому что, если погибнет Россия - погибнет и весь византийский мир. То есть тот мир, который далеко не исчерпал свои потенциальные возможности, который в состоянии демонстрировать миру свою культуру, где при всем многообразии культурно-исторических типов нет никакого то­тального давления одного из них над другим, ибо только через визан-тизм человечество приобретет, наконец, тот Божественный вид, кото­рый ему изначально был дарован Господом.

К сожалению, на пути нашего византийского единения, нашего православного единения стоит группа псевдофундаменталистов, вби­вающих клин между православными и восточноправославными Церк­вами. Можно и необходимо с уважением относиться к православному фундаментализму, но псевдофундаменталисты, на словах выступая про­тив экуменизма, на самом деле приводят к разобщению православный мир, что способствует процессу экуменизации, в том смысле, что эти люди сознательно или несознательно способствуют окатоличиванию православного мира. Особое сожаление вызывает безграмотность и не­желание понимать суть происходящих процессов некоторыми пастыря­ми и клириками Русской Православной Церкви, людьми уважаемыми и православном мире, но, по-видимому, мало осведомленными в вопросах богословия восточного Православия. Их упорное стремление называть Армянскую Апостольскую Церковь еретической и монофизитской вы­глядит просто провокационно. Необходимо стремиться к налаживанию диалога, способствующего единению православного мира, а не препят­ствовать своими высказываниями желанию услышать друг друга. Не видеть разницы между признанием во Христе одной воли - человече­ской или Божественной - как признают монофизиты, и исповеданием во Христе двух равноправных воль, гармонично слитых воедино, как ве­руют чада Армянской Апостольской Церкви и других восточноправо-славных Церквей, можно только при нежелании видеть эту разницу.

Вопрос взаимоотношений православных и восточноправославных Церквей должен быть выведен за пределы экуменизма и рассматривать­ся как внутриправославный диалог. 

 

Православная Церковь и культура, Материалы секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, 2005.


 

Сайт создан в системе uCoz