На "рельсовом фронте" без перемен. США блокируют стройку дороги Карс-Баку

Сулейман Демирель уверен в успехе проекта Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку

Железная дорога Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку - это экономический проект, и с течением времени экономические проекты смогут преодолеть политические преграды. С таким заявлением выступил Сулейман Демирель - бывший президент Турции. По его словам, этот проект будет реализован в любом случае.

Нетрудно догадаться, что 9-й президент Турции комментировал нашумевшее решение комитета по финансовым вопросам палаты представителей Конгресса США запретить Эксимбанку США (Export-Import Bank) предоставлять любую помощь, направленную "на разработку или прокладку железнодорожных путей, соединяющих Баку (Азербайджан), Тбилиси (Грузия) и Карс (Турция) в обход Армении", принятое еще в середине июня. "Этим решением конгрессмены выразили свою позицию, заключающуюся в том, что
>американское финансовое содействие данному проекту является нецелесообразным и подрывающим экономическую конкурентоспособность существующего железнодорожного пути через Армению", - заявляли тогда в Армянском национальном комитете Америки.

Однако уже через неделю, пока аналитики прикидывали, какие шансы у инициированной армянским лобби поправки пройти все этапы утверждения в Палате представителей и Конгрессе США, официальный представитель МИД Турции Намик Там заявил, что возможные запреты не ставят под угрозу реализацию этого проекта: "Думаю, что все три страны, участвующие в этом проекте, располагают достаточными финансовыми средствами для его реализации, поэтому в любом случае смогут профинансировать строительство железной дороги", - заявил Намик Там.

На этом фоне заявление Сулеймана Демиреля представляет заметный интерес. Выразив уверенный оптимизм по поводу проекта Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку, Сулейман Демирель далее напомнил о строительстве газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум: "Турция постепенно становится энергетическим терминалом, и часть транспортируемого природного газа будет затрачена на удовлетворение нужд Турции. В дальнейшем энергоресурсы Каспийского моря будут предоставлены в пользование европейским странам. Таким образом, будет реализован проект "Шелкового пути" - проект экономического сотрудничества нашего региона с Европой", - отметил Демирель.

При этом очевидно, что речь идет не просто об еще одном проекте, весьма выгодном для Турции: по сути дела на юге Евразии формируется проходящий по ее территории весьма мощный коммуникационный "пучок". Или, если угодно, "энергетический коридор" - на фоне явного роста беспокойства европейского политического истеблишмента российской "энергетической экспансией". В таком случае новый "энергетический коридор" не может не оказаться в центре внимания мировой политической элиты, и нетрудно догадаться, как это повлияет на шансы реализации проекта строительства железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - в том же направлении и с тем же, откровенно говоря, геополитическим фундаментом.

А тогда уже трудно исключать, что стремление армянских лоббистов воспрепятствовать возрождению "Великого шелкового пути" попросту войдет в клинч с интересами уже не Турции, а США, что понятным образом отразится на готовности официального Вашингтона этому самому армянскому лобби противодействовать. Если же учесть, что все происходит на фоне продолжающегося в США "лоббистского скандала" вокруг Джека Абрамоффа, то трудно исключать, что в ближайшее время в США "правила игры" для лоббистов могут быть серьезно ужесточены.

НУРАНИ
№ 139(1379) Ср., 2 Августа 2006
Источник - Эхо
 

Назад

Сайт создан в системе uCoz