Миролюбие: ценность или ловушка
Тезис

 

Зря статистику обвиняют во лжи. Статистика всего лишь скромная служанка, обслуживающая доводы господ. Кого невозможно уличить в правде, так это историю – надменную госпожу, менторски поучающую всех и каждого. Пределов лживости истории не может достигнуть ни одна дисциплина, включая политику. Ведь сама политика делается с помощью исторических басен, над разоблачением которых будет трудиться следующее поколение историков.
Армянская история не избежала общего порока. Но ей особенно досталось от своих зарубежных коллег, основательно исказивших и перевравших события, происходившие с армянами. Возьмем, например, повествование М.Хоренаци. Вдруг, в пятом веке появляется история народа, изложенная таким развитым и богатым слогом, сопровождаемая филигранной техникой рассуждений, а главное, напитанная таким нравственным пафосом, которого сегодня днем с огнем не найдешь даже в коридорах ООН – как никак, организация, свидетельствующая о прогрессе человечества. Можно ли верить Хоренаци, что он дает нам историю небольшого народа, скромного по своим притязаниям?
Я уверяю, что Хоренаци ошибался. Вместо истории великого пра-народа, он описал историю одного из его племен, которую ему подсунули зарубежные коллеги. Не может народ так просто дойти до высот нравственности, находясь всегда во вражеском окружении. Враг не только не дремлет, он делает все, чтобы поработить твой дух. Следовательно, нравственность – это самое сильное оружие, которого опасается любой враг!
И это оружие было блестяще выковано отнюдь не в пятом веке, как думают армянские историки, а гораздо раньше.
В армянском языке – свидетеле и участнике армянской истории есть богатые пласты слов и понятий, которые относят к шумерским, аккадским, арамейским языкам. Многие из этих слов вымерли вместе с народами, но армянский язык живо их использует в быту, что, кстати, означает, что адекватного перевода с этих ушедших языков можно достичь, зная армянский. Так вот, можно ли усваивать «чужие» слова, не будучи одновременно участником тех событий, в которых проступают значения и смыслы, нуждающиеся в передаче другим?
Сколько ни изучают древнеегипетскую культуру европейские народы, они ни на йоту не продвинутся в освоении смыслового своеобразия этой культуры, так как адекватных смыслов в европейской культуре пока еще не создано. Точно так же, китайская «Книга Перемен» требует полного изменения европейской ментальности, чтобы быть адекватно освоенной. (В скобках замечу, что после знакомства с китайской философией всегда считал ее наиболее близкой армянскому мышлению, или наоборот: армянский способ мыслить находит наиболее адекватное выражение, из существующих во вне ментальностей, в китайской «Книге Перемен»).
Поэтому, я утверждаю, что только пра-этнос, рассеявшийся далее в тысячах народов, мог нести в себе многие естественные ему языковые пласты, корневую культуру, присутствующую в каждом из отпочковавшихся народов, но порой не осознаваемую им, высокую нравственность как проявление подлинно человеческого духа. (Еще одно из наблюдений над собой: в России живу уже почти 40 лет, но, выезжая за границу – в Европу, США, Индию, Корею, Японию и др. страны, ощущаю себя более дома, в плане взаимопонимания, нахождения общих ценностей, тесного контакта с людьми, не требующего слов, взаимной симпатии и др.). Но история (как история войн и завоеваний, которую любят историки), растаптывая шедевры и продукты человеческого разума, не могла уничтожить единственно возможную цивилизацию на земле – цивилизацию мирного времени, которую создал этот пра-народ и носителем которой сегодня являются только отдельные армяне, не испорченные знанием своей истории из иностранных источников. Я настаиваю на этой последней ремарке, так как иная культура – это иная система координат, в которой все находится в ином свете.
Поэтому, когда сегодня упрекают армян в робости, в отсутствии самоуважения и неумении защищать свое достоинство, то все это можно отнести к ассимилированным армянам, потерявшим свой дух под влиянием то ли идеологии советского времени, то ли к начитавшимся зарубежных авторов грамотным, русифицированным армянам. По моему мнению, грядут времена пробуждения вечного армянского духа созидания.
Историки с удовольствием описывают войны, но кто описал, каких трудов стоит поддержать мирное время хотя бы десяток лет? А ведь, если даже в мирное время советуют готовиться к войне, то к миру надо готовиться всю жизнь. И еще владеть этим активным искусством – поддержания мира, несмотря на агрессивность, варварство и просто глупость окружающих народов.
И получается, что все достижения человеческого духа были сделаны в то время, когда имелись условия для его мирного существования. Но незаслуженно забыты именно те, кто эти условия создавал и поддерживал даже ценой забвения. Сейчас могут напомнить, что войны являются катализатором развития науки и техники. На это скажу, что часто ли вы используете бомбы или танки в повседневной жизни? Наоборот, именно отсутствие армян на мировой арене ( уверен, что это отсутствие временное) породило патологию, когда провоцируются конфликты, чтобы было куда продать производимое или ненужное оружие. Войны обычно развязываются примитивными народами, которые, не умея играть в шахматы с сильным игроком, предпочитают перевернуть доску.
Как говорят китайцы, чтобы стать императором, прежде установи порядок в своей семье. Отсутствие культуры мирного сожительств у других народов известно всем армянам, которым не повезло в браке, и супруг(а) - другой национальности.
Закончим, вновь осуждая Хоренаци, что он принизил происхождение армян ( под влиянием иностранных источников), что армяне – это не просто ветвь Гайка, они носители бесценного человеческого капитала, которому обязано любое мирное время: они его создают и поддерживают неимоверными усилиями, в полном одиночестве, но надеясь и ожидая, что когда-нибудь и другие народы сменят их на этом высоком цивилизованном посту.

 

Назад

Сайт создан в системе uCoz