Когда кто-то со стороны спрашивает о нашей национальности, часто затем следует добавление, ведь армяне – христиане? Обычно я говорю, что армяне бывают разные: и атеисты и буддисты, мусульмане и иудаисты. Но большинство армян уверено в нераздельности этих двух характеристик. Их в этом убедила доминирующая в Армении христианская церковь. Мы живем в эпоху дезинформации и время пробовать все на зуб, иначе следуют невосполнимые потери. Поэтому встают вполне законные вопросы: что такое этничность и как она связана с религией, почему армянин должен стать христианином с момента рождения? Религиозная принадлежность относится к духовной сфере и ей должен предшествовать самостоятельный и осознанный выбор принципов поведения, идеалов и мировоззренческих ценностей, а чтобы выбор состоялся, надо быть знакомым с некоторым множеством религий, а еще лучше практиковать некоторое время часть из них, чтобы полностью убедиться в приемлемости одной из них для той жизни, в которой вы оказались. Достаточно просмотреть национальный состав адептов какой-то религии, чтобы убедиться, что этничность и религия не имеют жесткой связи. Особенно это характерно для мусульманства, в котором этнический признак вообще отходит на второй план. Если кто-то определил армян как христиан, т.е. из этничности однозначно вывел веру, то как быть с множеством армян-мусульман, причем еще лет 20 назад в Карабахе можно было встретить братьев и кровных родственников, одни из которых были христиане, а другие – мусульмане, но обе группы по происхождению – этнические армяне. Если же быть христианином влечет и что-то армянское, то почему в этом не признаются добрые сотни миллионов христиан? В свое время армяне, правившие тысячи лет Византийской Империей, предпочли уступить давлению турков и сменить религию, но не потерять Империю, которая осталась в руках их исламских кровных наследников. Не теряем ли мы что-то значительное, искусственно обрезывая свой этнос? Причем это происходит в противоречии с обычными ассимиляторскими установками всех народов, которым мы отдали не один миллион армян. Это дефект нашей ментальности или ее преимущество? Если исходить из интересов Церкви, то ей нужно послушное и управляемое стадо. Мы что-то не слышим, чтобы кто-то из церковников оказал помощь находившимся в критическом состоянии армянам, чтобы он поднял голос против их убийств или избиений, чтобы он бескорыстно оказал ту самую христианскую услугу, служению которой он, якобы, посвятил жизнь. А ведь там довольно много крепких мужчин, которых так не хватает, когда милиция или еще кто-то избивает армянских женщин. Но когда армянская личность сумела сделать все, даже невозможное, без единой просьбы о помощи, то тут как тут с протянутой рукой стоят официальные лица и церковники. Так и хочется спросить, а где они были раньше, когда пытали, когда оскорбляли семью и нацию, когда по несправедливому оговору тысячи армян оказываются в чужих тюрьмах? Так уж предоставьте армянам самостоятельно решать, какую религию нам выбрать и нужен ли нам вообще институт церкви. Сознательное ограничение пространства культурного и мировоззренческого развития армян, не допущение иных религий, отрицательно скажется на гибкости и толерантности армян. Ведь религии сегодня играют почти такую же роль, которую в прошлом играли политические партии. И если в Армении создавалась коммунистическая партия, чтобы был канал связи с аналогичной партией в России, то почему сегодня это не делается? Все религии являются продуктами определенных стадий и состояний развития человека, они все присущи ему, и он сам должен их пройти, исчерпать и перейти к следующей, как это происходит при естественном развитии ребенка. Вполне возможна ситуация, когда вместо уродливых и пустопорожних партий в политическом пространстве Армении будут конкурировать религиозные союзы, например, на верховенство в умах армян будут претендовать и ислам, и буддизм, и конфуцианство, и зороастризм, и иудаизм, и христианство различного толка. Пора вылезать из теплых пеленок в реальный и жестокий мир и эмпирически доказывать превосходство своего учения. А пока армяне могут констатировать одни потери от принятия христианства, потери как своего кровного состава, так и территорий. |