Как
известно самые древние сведения об армянах Хоренаци заимствоал у Мар Аба
Катина. Возможно, Map Аба Катина почерпнул сведения об армянах и
эпо¬нимах их — Араманеак, Арамаис, Арам, Хайк и т.д. — из книги Берососа,
а также из устных преданий. Во всяком случае у М.Хоренаци читаем:
"Именем которого (т.е. Арама) и нашу страну назы¬вают все народы, как
греки - аrmen, а персы и сирийцы - armenik -k'" (Хоренци М., кн. 1, гл.
12). Хоренаци долго говорит об Араме, приписывает ему многочисленные
подвиги, которые он совершал во имя своего народа и родины.
Но известно, что Арама считают своим родоначальником и арамейцы,
исчезнувший вроде бы народ. Из этого имени Арам выводятся этнические
аrama -"арамейцы", что, конечно, явно персонифицировано. На арамейском
языке общались жители Ближнего Востока и Месопотамии. На этом же языке,
как известно, записано несколько книг Библии (из Ветхого Завета -
Даниэля, Неемии, Эзры и ряд книг Нового завета).
Может быть Беросос или Мар Аба Катина под армянами разумел арамейцев и
передал их историю М.Хоренаци? Ведь в определенные исторические эпохи
армян не различали от арамейцев даже сами армяне, хотя арамейцы семиты,
а армяне именуют себя индоевропейским народом.
Так чью же историю мы продолжаем – армян, первые упоминания о которых
относятся к 24-23 веку до н.э. (см. помещенную здесь же статью «Армения
в 3-ем тысячелетии» о времени самого древнего упоминания страны Армана (Арману)
в текстах аккадского царя Нарам Сина и его отца Саргона) или арамейцев,
чье появление в истории датируется 12 веком до н.э. и связано с Арамом?
Изложим более подробно факты, заимствованные нами из книги Н.Мкртчяна
«Семитские языки и армянский», Ереван, 2005.
Очень много внимания Хоренаци уделяет Араму, прославляя его имя и
называя армян сынами Арама. Но арамейцы семиты. Сам Гайк также пришел из
Вавилона. В современной литературе под именем Арам обычно
подразумеваются арамейские племена, которые сыграли немаловажную роль в
формировании армянского народа и его языка.
Не случайно, что Арам, любимый эпический герой М.Хоренаци, в эпических
рассказах гусанов выступает не только в роли вождя армянского народа, но
и эпонима. Поэтому эпитет « арамазнеан» (= из рода Арама) становится
равнозначным эпитету «айказнеан» (= из рода Айка). Давая определение
армянскому этносу, М.Хоренаци употребляет оба эти эпитеты.
Арам одновременно обобщенный образ арамейцев в эпических рассказах
гусанов. Немаловажен и тот факт, на который указывает Н. Мкртчян (
с.66), что все без исключения персонажи эпических сказаний (древнейших и
средневекового эпоса «Давид Сасунский») носят семитские имена, или их
имена включают семитские компоненты.
У историка Корюна армянский народ называется «асканазеан», т.е. из рода
Асканаза. Специалистами установлено, что имя Асканаз - отклик
киммерийских нашествий, когда в Армении появились племена Ашкенази,
обосновавшиеся затем в Армянском Нагорье.(Н.М., с.68) Получается что все
современные ашкенази также могут считаться армянами. Или считались
армянами в то время.
Судя по клинописным источникам, арамейские племена (aramaia)
распространяются по северной Месопотамии и Армянскому нагорью в
се¬редине XIV века до н.э. Одно из арамейских племен - ахламу - прочно
оседает в районе к югу от Алалаха. Ахламейские племена вместе с
племе¬нами суту и яури вступают в союз для борьбы против ассирийского
царя Арикденлу (1307-1296). Эти же племена в конце XIV века до н.э.
обитали на юго-западных границах Армянского нагорья, в Кадмухи. Из
анналов Ашшурвелкалы - в одном из городов страны Шубре в районе
Сасунских гор. Видимо, появление семитских топонимов в Бассейне рек
Евфрат -Арацани и Тигр начинается именно с этого времени, хотя появление
семитских топонимов в данном ареале Армянского нагорья могло произойти и
раньше, еще при аккадских факториях. В начале XII века до н.э. с
политической арены сходит хеттское государство, а также начинается
падение ассирийского государства. Занимаемый арамеями ареал как бы
остается вне их надзора: между Ассирией и Каргамисом Образуется
политический вакуум. По текстам Тиглатпаласара I (1115-1077) и
преемников, а также по вавилонским текстам XII века, можно предполагать,
что арамеи (aramia) прочно окружили Ассирию с трех сторон. Их
проникновение происходит не военной силой, а мирной инфильтрацией. Они
жили в степях Сирии, на юго-западе от среднего течения Евфрата.
В последующих веках уже упоминают арамеев, имеющих свою страну, с
детерминативом KUR "страна" или beyt "дом". Например, Ашшурдан II (в
934-932) упоминает KUR Aramu, Ашшурвелкала - KUR Агате, а урартский царь
Сардури (755-730) - Arime.
Топонимы, гидронимы, названия местностей - неопровержимые
дока-зательства живущих в этих краях народов, которые по признаку дали
окружающему миру имена на своем языке.
Постепенно разговорный арамейский (сирийский) начинает вытес¬нить из
быта аккадский язык и становится главным средством общения также в южных
и юго-западных районах Армянского нагорья. Как отме¬чают специалисты, к
началу I тысячелетия до н.э. арамеи почти полностью поглотили более
старое хурритское население Сирии и Северной Месопо¬тамии. Особенно
интенсивно этот процесс развивается после падения Ас¬сирийского царства
в 616-605пг. до н.э. и Вавилонского царства в 539-538гг. до н.э.
"Ассирийцы и семитизированныс суварейцы постепенно сливаются в один
народ", - пишет В.В.Струве (История Древнего Вос¬тока, 301-302). Иными
словами, армяне арамеизировались, а арамейцы арменизировались. Но тогда
армяне могли бы иметь и другой язык и другую страну. Известно,
арамеоязычных или арменоязычных стран было много и назывались они
по-разному.
В БИБЛИИ страна арамейцев (т.е. Арама) простиралась от арабских пустынь
до Таврских гор на севере. Бывшая территория государства Митанни
именуется в БИБЛИИ Aram Naharaim, при этом имеется в виду стра¬на у
среднего течения реки Евфрат. (Кстати, возможный перевод с армянского
«Арам первый занял это место»). См. первый выпуск нашего портала.
"В течение VI-VII BB. ДО Н.Э. ассирийские цари, завоевавшие всю Переднюю
Азию, вели политику насильственной перетасовки покоренных народов с
целью заново заселить разоренные их предшественниками районы Месопотамии
и западные склоны Иранских гор, а также затруд¬нить взаимопонимание
своих подданных и тем воспрепятствовать мятежам. Результатом явилось
широкое распространение арамейского в качестве второго разговорного
языка (lingua franca) по всей Передней Азии. Уже с конца VIII - начала
VII BB. ДО Н.Э. староарамейскпй стал применяться в са¬мих ассирийских
канцеляриях"(Дьяконов, ЯДПА). Началом армяно-ара¬мейских контактов
Г.Джаукян считает VI B. ДО Н.Э., ЧТО ОШИБОЧНО. Ведь мощный поток
арамейских племен давно поглотил местное население - хурритов, хеттов,
армян, которые общались на разговорном арамейском языке. С этой поры
арамейский стал письменным языком (Джаукян Г., ПАЯ, 476).
Арамеизация Месопотамии и прилегающих к ней стран продолжа¬лась быстрыми
темпами, особенно после падения Ассирии. Но так как на этих территориях
не выло сильного единого арамейского государства, в последующие годы
арамейский язык не имел статуса государственного официального языка и
постепенно был вытеснен местными территориаль¬ными койнэ (ПОДОБНО
сиро-арабскому). Арамейское влияние распространилось и на Армению.
Канцелярские и придворные переписки велись на арамейском языке. В
Армении найдено более 10 надписей на арамейском языке.
Употребление "государственного арамейского" в качестве офици¬ального
(или канцелярского) языка Месопотамии, Закавказья (Армения, Грузия) в
Малой Азии продолжается несколько веков. В эпоху Ахеменидов (VI-IVBB. ДО
Н.Э.) арамейский язык служит официальным языком Персидского государства
(империи), особенно в его западной части и в Малой Азии, на Кавказе и на
Среднем Востоке.
Арамеи и прочие арамеизированные народности продвигаются на север по
долинам Евфрата - Тигра (Пуратту - Идиглат), по долине Арацани
(Арсания). По соседству с армянами они живут очень долго.
При таких тесных контактах в течение нескольких столетий арамеизмы
проникали в БЫТ армян, помимо канцелярско-административных терминов в
армянский язык проникли также самые обыкновенные слова повседневной
жизни, вытесняя из употребления армянские эквиваленты. Не удивительно,
что слияние арамеоязычного населения с армянами при¬вело к образованию в
лексике армян мощного арамейского пласта.
Сближение армян и арамейцев достигло такой степени, что между ними
стираются всякие барьеры. Арамеи сливаются с армянами. Армяне стали
называть себя либо "арамазнеан" - "из рода Ара¬ма, из поколения Арама",
либо "айказнеан" - "из рода Айка". Это указывает на то, что арамеизация
армян носила не только язы¬ковый, но и этнический характер. Часто
подчеркивается происхождение армян из рода Айка и Арама по всякому
поводу. Ученик Вкайасера, Киракос, в памятнике перевода "Толкования
Златоуста" (XII век) говорит: "Так как сирийский язык искаженный, не
соответствует нашему языку - арамейскому и айкскому ..." ("Толкова¬ние
Златоуста", с. 965).
Н.Адонц, обсуждая историю образования армянского народа, под¬черкивает
важность географического расположения Армении, спо-собствовавшего
ассимиляции множества племен и рас: "Находясь на пе¬репутье великих
народных движений, она (Армения) удерживала и впи¬тывала в свою почву
много расовых течений и племенных струй" (Адонц И., АЭЮ, с. 392).
Касаясь вопроса ОБ этнических пластах Армении древнего перио¬да, Н.Адонц
подчеркивает скудность дошедших до нас материалов, что не лает
возможности сделать окончательные заключения по этому поводу:
"Раскапывать этнические пласты до первых заселений Армении пока нет
возможности. Ограничиваясь доступным нам полем исторического зре¬ния,
находим, что армянская национальность сформировалась из разных не только
племенных, но и расовых элементов ', - заключает он (курсив наш - Н.М.)
(Адонц Н„ АЭЮ, 293).
В то же время, специалисты установили, что и антропологический тип
шумеров –также арменоид, круглочерепный, с большим крупным вогнутым
носом и средним сложением тела. Хурритский тип также полностью
соответствует армянам. (Н. Мкртчян, с.35).
В армянском сохранились шумерские слова, которые являются результатом
прямых контактов, имевших место в 3-4 тысячелетии до н.э. до аккадского
влияния.
Население Армянского нагорья и по этническому составу, и по языку в этот
период не могло еще быть однородным, как утверждает Страбон. Ссылаясь на
Страбона, Н.Адонц заключает: "От равнин Месопо¬тамии до Черного моря,
таким образом, расстилалась когда-то родствен¬ная зона (курсив наш -
Н.М.), согласно свидетельству Страбона о том, что в древности имя
сирийцев простиралось до Вавилонии, вплоть до Евксинского моря"
(Страбон, IV I, 737-1027; Адонц Н., АЭЮ, 396).
На этом же основании Н.Адонц называет "сирийский или семит¬ский мир -
арамейским'. Видимо, для этого имеются некоторые основа¬ния, но трудно
согласиться с тем, что все население Армении стало гово¬рить
по-арамейски. При этом он не сомневается, что население Армении до
прихода киммеров и скифов было семитским, т.е. арамейским, или го¬ворило
по-арамейски и стало индоевропейским позднее (т.е. стало гово¬рить на
армянском языке позже).
При отсутствии достоверных данных для доказательства своей тео¬рии
Н.Адонц все надежды связывает с армянским языком, подчеркивая важную,
неоценимую роль анализа армянского языка: "Правдивость того и другого
положения (фригийского или арамейского происхождения ар¬мян - Н.М.)
может БЫТЬ доказана лишь анализом армянского языка, этого замечательного
по сложности памятника" (Адонц Н., АЭЮ, 397).
Известно, что на юге Армении, при Тукульти-Нинуртс II (889-884) арамеи
образовали ряд мелких государств, носивших традиционное назва¬ние
Ханигальват (т.е, Митанни) (Дьяконов И., ПАН, 138-139). Эти госу¬дарства
назывались Арам, их было много: Арам Нахараим, Арам Дамаск¬ский, Арам
Сова, Арам Бет-рехов и т.д. Это время совпадает с гос¬подством Урарту
(Биайнилп), что не могло препятствовать распростра¬нению арамейского
влияния на всю территорию Армянского нагорья. По¬этому сообщение
Страбона "о выработке единого языка при Зариадре и Артаксне" (Страбон,
XI, 528-743) мы должны принять с некоторыми ого¬ворками. Возможно, что
он и другие историки не располагали надежными сведениями, иначе Геродот
не принял бы армян за выходцев из Фригии, а Страбон не включил бы их в
семитский мир, вслед за Посейдоном: "Ведь армянский, сирийский и
арабский народы обнаруживают большое племен¬ное родство по языку, образу
жизни и по чертам лица, особенно же в тех местах, где они живут по
соседству. Известно, что Месопотамия состоит из этих трех народностей
(курсив наш ~ Н.М.), и здесь-то нагляднее вы¬ступает их сходство. Если
из-за климатических условий имеется некото¬рая разница, в особенности
между северянами и южанами, а также ими и теми, кто живет посередине
них, то общие черты все-таки преобладают. Ассирийцы и арианы также
БЛИЗКИ К названным народам и друг к другу. Кажется, что и названия этих
народов сходны между собой: кого мы называем сирийцами, они у самих
сирийцев называются армянами и арамеями: на это имя похоже имя армян,
арабов и арамеев" (Стравон, I, I, 53 = Теи. 41), (ср. с. 81 араб. в
784-1094, см. также с. 81). Иногда под термином "арабы" понимали жителей
пограничных с Сирией и Месопотамией стран, не отличавшихся по именам
собственным от синхронных арамейских имен. В Вавилонских текстах
ахеменидского периода арабы упомянуты арамейскими именами. На этом
основании существует мнение, что в действительности "арабы" раннего
периода - арамеи или арабы, говоря¬щие по-арамейски.
В современной Сирии наряду с армянами-униатами есть армяне, которые
называют себя сурьяни. Они принадлежат как и собственно сурьяни
(арамеи-христиане) к сирийской ортодоксальной Церкви (яковитской). То
есть в современном армянстве есть субэтнос, на примере которого можно
проследить непосредственно родство армян и арамеев (арамеев-христиан,
сирийцев).
И действительно, присутствие в Армении семитов, в том числе и арамеев,
оставило свои следы в армянском языке в виде многочисленных семитских
слов и топонимов (ОБ ЭТОМ СМ. "Семитские топонимы"). Г.Капанцян считает,
что формирование армянского языка и армян¬ского народа происходило под
сильным семитским влиянием. К такому заключению приводит его анализ
топонимов доурартской Армении и ана¬лиз собственных имен
арменизированных правителей: например, по его мнению, имя царя ХШв. до
н.э. страны Яруватга (= Яруванда - Н.М.) -семитского происхождения
(Капанцян Г., ИЛР, 2, 187, прим. 2).
Согласно Г.Капанцяну, этнический состав долины Арацани до рав¬нины Муша
также мог быть семитского происхождения (ИЛР, 2, 98-99). Топонимы
Армянского нагорья также подтверждают этот факт (см. Топо¬нимы).
В то же время подчеркивается важная роль армянского языка не только при
изучении этногенеза армянского народа, но и истории соседних народов:
"Ведь армянский язык с его огромным накоплением из раз¬ных этноязыковых
источников, как живое детище культурного субстрата аборигенов древнего
Ближнего Востока, его азианического мира, таит в себе сотни и тысячи
таких лексических этимологий и влияний..." (Капанцян Г., ИЛР, 2, 304).
Иными словами, армянский язык, как и армянская нация находятся на стыке
трех и более языковых и расовых семей, как минимум, семитской,
индоевропейской, кавказской.
Назад
|