Диаспора и судьба народа в рассеянии
Р.М.Айрапетян

Диаспора, по определению толкового словаря, это часть народа (этнической общности), живущая вне страны его происхождения, в новых районах своего расселения. В настоящее время подобных диаспор множество. Практически все нации и народы, имеют свои диаспоры.
Диаспоры по своему происхождению можно систематизировать по трём категориям.
1-я – диаспоры, сложившиеся в силу исторических причин. Это – пос-ледствие уничтожения государств, попытки насильственной ассимиляции, поглощения народов странами-захватчиками. Как следствие – геноцид, как прямой?, так и косвенный??.
2-я – диаспоры, сложившиеся в силу политических, экономических и социальных потрясений. К ним относятся диаспоры сформировавшиеся, в том числе и из титульных наций.
3-я – диаспоры, сложившиеся в силу распада бывших многонациональных государств и колониальных империй и формирования содружеств наций и народов, этих государств.
Типичными для 1-й категории являются еврейская, армянская, айсорская, ирландская и польская диаспоры. Для 2-й категории – русская, немецкая, итальянская, китайская, арабская и других народов Европы, Азии, афро и
американонегритянских народов диаспоры. Для 3-й – русская, немецкая, английская, французская и других государств.
Как видим, диаспора эта форма национальной самоиденти-фикации народов в условиях проживания вне исторической родины. Их оценка не может быть однозначной. Диаспора на сегодняшний день это уже полновесный продукт исторической эволюции всего человечества,
особенно в условиях углубляющейся тенденции на глобализацию мировой цивилизации.
Изучение диаспоры, определение её места в мировой истории – это задача отдельного большого исследования. Как нам кажется, эту проб-лему нельзя исследовать в рамках национальных научных программ. Она должна быть объектом пристального постоянного изучения специ-ализированными учреждениями ООН, например – ЮНЕСКО.
По этой причине, в данной статье мы лишь обозначили одну из проблем мировой истории.
Целью нашего исследования (хотя бы и краткого), является рас-смотрение проблемы воздействия диаспоры на национальное само-сознание народа, его образующего. Для примера мы взяли армянскую диаспору.
Несмотря на потерю Арменией своей независимости и ликви-дации армянской государственности в Западной Армении османской, Турцией, остатки независимых армянских княжеств ещё долгое время
существовали в Восточной Армении, входившей в состав Персии. С ликвидацией этих последних форпостов армянской государственности в Арцахе (в тюркской терминологии - Карабах) персидскими шахами, ар-
мяне, тем не менее, ещё долгое время оставались этническим большинством на всей территории исторической Армении. Лишь армянская апостольская церковь продолжала сохранять традиции армянской государственности на территории всей исторической Армении и в местах оседания начавшейся эмиграции армянского населения.
Армяне с надеждой смотрели на единоверцев в Европе, поднимаю-щуюся императорскую Россию. Эта надежда породила во второй половине XIX века Армянский Вопрос, то есть вопрос воссоздания армянского государства. Активизация турецкими султанами политики пантюркизма и пантуранизма, обрекла христианские народы османской империи на дальнейшее ухудшение их правового статуса в империи.
Народы, жившие между Анатолией и Тураном, были обречены на масссовое истребление – геноцид.
Первыми актами геноцида армянского населения Западной Армении стали массовые погромы в 1894-1897 годов в Сасуне, Трапезунде, Эрзуруме, Мараше, Себастии, Эрзнка (в настоящее время – Эрзинджан), Ване, Багеше, Харберде, Диарбекире и других городах и областях.1. Первая мировая война развязала руки турецким реакционерам. Султан был низложен и ему на смену пришли младотурки. Этим "выдающимся" персонажам турецкой истории принадлежит "авторское право" организации погромов армянского населения на "научной" основе. По данным армянского патриаршества в Стамбуле численность армян в Турции до погромов, достигала 2660 тысяч2, если не считать армян, принадлежавших другим христианским конфессиям. По данным Брайса, Лепсиуса, Мандельштама и других авторов в живых осталось не более 800 тысяч армян, в том числе 200 тысяч женщин и детей, вынужденных принять ислам 3. История армянского рассеяния сравнительно недавняя. Более ста-
рым народом в рассеянии были евреи. Им удалось во многих странах создать мощные общины, объединившие практически всю еврейскую диаспору, на основе национально-культурной автономии, с её культурны-ми учреждениями, финансовой взаимовыручкой и т.д. Не случайно, в США еврейская диаспора самая богатая и влиятельная. Еврейский капитал практически контролирует банковскую систему страны. Средства массо-вой информации, адвокатские конторы, система юриспруденции, также находятся под воздействием еврейской диаспоры.
С возникновением государства Израиль, еврейские общины не прекратили своего существования, а стали практическими проводниками его влияния в странах своего пребывания. Многие диаспоры добились двойного гражданства. Можно сказать, что еврейские диаспоры состо-ялись во всех ведущих державах современного мира.
Армянская диаспора во многих странах сумела сплотиться в культурные, научные, образовательные союзы и оказывать значительную помощь своей исторической Родине.
Для армянских диаспор во многих странах характерен патриотизм,
тоска по утерянному очагу, стремление осознать себя как армян в новых исторических условиях.
С распадом СССР и началом армяно-азербайджанского конфликта по вопросу о самоопределении Нагорного Карабаха, экономической блокады Армении Азербайджаном и Турцией, положение республики катастрофически ухудшилось. Азербайджан и Турция пытались измором вынудить Республику Армению отказаться от поддержки армян Арцаха (Нагорно-Карабахской республики). Однако они просчитались. Блокада закалила армян, как в самой Армении, так и в Арцахе. Из республики уехало немало его жителей, но они не эмигрировали, а выехали на заработки. Выезжали не куда-нибудь, а в страны, с которыми Армения связана дружественными, стратегическими узами: в Россию, Грецию, США, Германию и другие страны Европы. У большинства выехавших людей, сохраняется армянское гражданство. В республике Армения, ос-таются родные и близкие.
Другая, незначительная часть, не выдержав испытаний, покинула Родину в качестве эмигрантов. Многих из них прельстили социальные блага, которыми пользуются жители стран Европы и Северной Америки. Ими прельщаются не только граждане Армении, но и других стран СНГ, стран Азии и Африки. Если раньше, когда численность эмигрантов и переселенцев была, не так велика, это оставалось незамеченным. Но лавинообразный поток на Запад, в поисках спасения от лихолетия, вызвал тревогу, прежде всего у коренных граждан, понявших, что это угрожает, в первую очередь, их социальным интересам. Отсюда и заградительные таможенные и эмиграционные законы для въезда и натурализации в этих государствах.
Подобная ситуация весьма благотворно сказалась на демогра-фической ситуации в самой Армении и в других странах СНГ.
Но всё же желание оказаться за пределами родины, пока жизненный уровень дома низок, весьма велик. Не говоря о других национальностях и народностях в подобной ситуации, скажем, что для армянской нации такие настроения смертельно опасны, так как они способствуют деградации нации, забвения чувства исторической родины, формирования негативных черт характера.
Самым опасным в подобной ситуации является отсутствие национальной идеи, координирующих центров, способных объединить нацию перед лицом грядущих опасностей, тем более, когда два осколка Армении – Республика Армения и Нагорно-Карабахская Республика, по- прежнему находятся в блокаде 2-х исторически непримиримо враждебных государств – Турции и Азербайджана. Для них Армения и армяне являются преградой на пути к созданию территориального монолита, первого шага к созданию Турана. Весьма опасным является и формирование бюрократии в диаспорных структурах, заинтересованной в сохранении существующего статус-кво, своего материального благополучия.
Фактическая разобщенность между диаспорами, диаспорами и Республикой Армения, ни к чему хорошему не приведет. Сохранение диаспорной формы существования нации не может гарантировать её безопасность, способствовать сохранению генофонда. Отсюда вывод – диаспора, временная форма самоидентификации нации вне пределов исторического национального государства. Если это государство разруше-но в прошлом или в настоящем – задача диаспор заключается в большой подготовительной работе по её воссозданию.
До недавнего времени считалось, что проблема восстановления армянского государства неминуемо приведёт к столкновению с мировым сообществом, которое придерживается принципа нерушимости послевоенных границ.
Но захват и присоединение Пакистаном у Индии Северного Кашмира, агрессия Турции против суверенного Кипра и оккупации её северной части, с последующим созданием турецкого "государства" и безразличия мирового сообщества к этим актам агрессии, начался фактический отход от этого принципа. С распадом СССР, темпы отхода от принципа нерушимости послевоенных границ, стали набирать свои обороты. Свидетельством этому стали – события в Югославии, фактическое отторжение от Сербии Косова.
Диалектика нерушимости послевоенных границ нежизненна, так как она отражает взгляды имперских государств, не признаёт право народов на самоопределение. Для армянских диаспор есть необъятное поле информационного противостояния Турции и Азербайджану, выступающих в единой связке против принципов исторической правды и справедливости, с беззастенчивой фальсификацией исторической науки, особенно проблемы геноцида. Никакого сожаления, никакого раскаяния в содеянном преступлении их предками, не видно в политической практике нынешних наследников младотурок. Они уподобляются грабителю, который живёт в доме жертвы, пользуется его имуществом, а когда его разоблачают и требуют вернуть награбленное, то он начинает возмущаться и обвинять свою жертву в обратном.
Политический истеблишмент Азербайджана, спровоцировав в 1988 году в Сумгаите, а затем в Баку и Кировабаде армянские погромы, сделал всё необходимое для того, чтобы, поссорив народы Армении и Азербайджана, развязать военное противостояние, и, как следствие войны – беженство и экономический коллапс Юга Кавказа. В условиях нача-вшегося кризиса СССР, принудить народы Закавказья, а затем и северно-
го Кавказа броситься в объятия Турции. Тогда не только снимаются обви-нения в адрес Турции, являющейся правоприемницей султанской и младотурецкой турецкой империи, но и впервые создаются условия создания империи Туран, во главе с Турцией.
В диаспорах должны структурироваться специализированные центры, которые должны изучить и поставить на службу всему народу вопросы решения проблем выживания нации в рассеянии. Организации-онные вопросы должны решаться на месте, с учетом специфики региона пребывания диаспоры.
Республика Армения не имеет права дистанцироваться от диаспор и их структур, от желания армян иметь двойное гражданство. По этому вопросу не может быть 2-х мнений. Где бы армянин ни проживал, он до-лжен быть гражданином Республика Армения и страны пребывания. Подобная ситуация должна стать понятной и привлекательной для выс-ших государственных кругов стран пребывания диаспор, так как она позволит решать многие международные проблемы.
Диаспора, как таковая, не есть форма консервации реакционных, отживших своё время обычаев и традиций. Это надо иметь в виду, так как в ряде случаев, некоторые специалисты по этнографии, политологии и социологии, пытаются именно эту мысль протаскивать, стремясь дис-кредитировать саму идею о диаспорной форме самоидентификации на-ций, с целью ликвидации препятствий для ассимиляции народов диас-пор. Ассимиляция – это есть косвенная форма геноцида. Особенно это было характерно для советских времён. Диаспоры не вправе оставлять ни одно клеветническое высказывание, ни в свой адрес, ни в адрес российского армянства, ряды которого полнятся вынужденными временными переселенцами из Армении и бывших республик СССР.
Вся российская армянская диаспора должна сделать всё для того, чтобы никто не сумел вбить клин в многовековое братство армянского и русского народов. В единой и неделимой, геополитически могущественной России, армяне заинтересованы не меньше русских патриотов. В свою очередь подлинные русские патриоты должны быть заинтересованы в укреплении и успешной деятельности всех диаспор на русской земле, деятельность которых способствует усилению экономической и полити-ческой мощи России, сохранению за ней всех её традиционных геополи-тических зон в мире.
В рассеянии, где бы армянин ни жил, он никогда не должен забывать того, что находится в гостях. Надо уважать гостеприимство хозяев, не забывать того, что судят о нации и по поступкам, и делам отдельных людей. В то же время каждый гражданин диаспоры, должен знать, что он
не беззащитен. Диаспора и местные правоохранительные органы, по ка-ждому отдельно взятому случаю, должны выносить совместно своё зак-
лючение, не допускать произвола и беспредела в отношении законопо-слушных граждан и вынужденных переселенцев. Реагировать на публи-кации в газетах, выступления на телевидении, в Интернете, с оскор-бительными для национального достоинства высказываниями. Диаспора не должна допускать того, чтобы противозаконные действия отдельных субъектов, приписывались всей нации.
Подход России к проблеме русскоязычных диаспор не только на постсоветском пространстве, но и в других странах мира, заслуживает внимания. Это курс на возвращение домой, для не желающих возвращения – принятие гражданства, сохранение национальности, языка и культуры.
Для армянских диаспор – это пример решения координальных, наци-ональных задач. Идея возвращения на родину, подразумевает частично Ре-спублику Армения и Нагорно-Карабахскую республику. Основной поток должен возвращаться на земли Западной Армении – Васпуракана, Муша, Сасуна, Малой и Киликийской Армении, Софены, Ширака, Тайка.
Уже сейчас следует в диаспорах создавать общины по признаку ис-торического происхождения. Например, Южно-Черноморская армянская община; Киликийская армянская община и т.д.
Очевидно, что уже настало время организационной перестройки ди-аспорных структур. Эту реформу провомочен проводить только Всемирный Конгресс Армянских Общин. Его подготовка и проведение должны стать общенациональным делом, первым шагом к решению важнейшей задачи – обеспечение условий для возрождения армянского народа.
По нашему мнению, на Конгрессе в качестве почетных гостей должны быть не только представители других национальных общин и го-сударственных органов, но и те политические, и общественные деятели,
которые превратно, с чуждой подачи, понимают цели и задачи армянских диаспор, армянских общин.
Это необходимо для того, чтобы они убедились в том, что армянство не вынашивает цели колонизации, чьих бы то ни было земель. У него есть
историческая родина, возрождение которой ему жизненно необходимо, для
"достойной и комфортной" жизни его грядущих поколений. Что касается народов, ныне на ней обитающих, то народ, который познал весь кошмар беженства и жизни в рассеянии, готов с ними разделить по-братски хлеб и
соль, землю и воду, создать предпосылки нормального гармоничного раз-вития в условиях нового миропорядка, с его гуманитарными принципами человеческих ценностей.

Список источников и литературы
1. Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов. Издат. АН Армянской ССР. Ереван 1966. Стр.XIV-XV.
2. Там же. Стр. 517
3. Там же. Стр. 517
4. Ещё один народ объявлен жертвой геноцида. Азербайджанский президент обвиняет Россию и Армению. "Независимая газета". 1998 г. 04, 22.
5. Орджоникидзе Г.К. Избранные статьи и речи. Государственное издательство политической литературы. М. 1939, стр. 94
6. Декларация прав человека. (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.). http://www.dol.ru/users/lawass/Law0.htm
7. Обращение представителей общественности Краснодарского края к Президенту РФ В.В. Путину. Сайт страна Ru. http://www.strana.ru/ 23.04.02.
8. Декларация прав человека. (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН (10 декабря 1948 г.). http://www.dol.ru/users/lawass/Law0.htm
9. Сайт страна Ru. http://www.strana.ru/news/153389.html
10. Там же

 

Назад

Сайт создан в системе uCoz